38738

По самые помидоры

Подорожавшие аккурат к Новому году узбекские помидоры, марокканские мандарины, китайское мясо и норвежская рыба слегка подпортили казахстанцам настроение перед праздниками. Даже российская картошка, прежде чем попасть в салат оливье, прибавила в стоимости пару десятков тенге.
Спрашивается: а где же наша - казахстанская - еда, о новых успехах в борьбе за которую не устает рапортовать министр сельского хозяйства Асылжан МАМЫТБЕКОВ?

Ответ на этот далеко не праздный вопрос наверняка знают в подведомственном Минсельхозу акционерном обществе “КазАгроИнновация”, о нелегких трудовых буднях которого мы писали в среду (см. “Сельские старания”, “Время” от 16.1.2013 г.). Неплохо осведомлены об этом и в Счетном комитете по контролю за исполнением бюджета, недавно проверявшем эту дивную организацию. Итоги этой ревизии, увы, неутешительны... Впрочем, не будем забегать вперед.
В декабре 2012 года в “Каз­АгроИнновации” прошло заседание научно-технической комиссии. Казахстанские ученые-аграрии собрались обсудить итоги года. От этих людей напрямую зависит, сможет ли когда-нибудь отечественное молоко конкурировать с зарубежным и будет ли на наших огромных полях расти что-то еще, кроме пшеницы. Разумеется, кандидаты и доктора наук оценили 2012-й положительно. Пусть в этот раз обошлось без зерновых рекордов, но поработали неплохо. Есть еще недостатки, которые следует исправлять, но картина в целом позитивная. Наука трудится, новые сорта выращиваются, крупный и мелкий рогатый скот пасется.
Общую радужную картину нарушило выступление Серика ЕЛИБАЯ - биолога, работающего в Австралии. По заказу Министерства сельского хозяйства он пытается вывести новый сорт пшеницы, которому не страшны никакие засухи. Зеленый континент, как известно, считается одним из крупнейших в мире поставщиков зерна. Поэтому казахстанский ученый живет и работает именно там. В результате проведенных испытаний он выяс­нил: “новые” казахстанские сорта, разработанные коллегами из “КазАгроИнновации”, генетически полностью совпадают с хорошо известными образцами еще советской пшеницы. Как же так получается: на научные эксперименты выделяются большие средства, НИИ работают день и ночь, опытные хозяйства рапортуют о небывалой устойчивости новинок к капризам природы, а злаки… старые?
Понятно, что следующие ораторы тут же поспешили поставить под сомнение компетентность г-на Елибая, а также необходимость его трудов за границей. Шум стоял вселенский. Впрочем, были и другие мнения. Среди тех, кто обрушился с резкой критикой на Минсельхоз и региональных агрочиновников, был и лидер партии “Ауыл” академик Гани КАЛИЕВ. Ученый, чей авторитет признают далеко за пределами нашей страны, прямо заявил: предлагаемые им и его сподвижниками проекты не находят поддержки у власти просто потому, что в них “нет коррупционной составляющей”. Действительно, деньги на аграрную науку выделяются солидные. Но только подпускают к ним далеко не всех.

Ученый мир уже не один год дивится тому, как построена работа “КазАгроИнновации”. Акционерное общество, располагающее десятками научно-исследовательских институтов, достаточным количеством опытных хозяйств и даже... собственным издательством, осваивает львиную долю расходов на казахстанскую науку. Общий годовой бюджет организации - почти 11 миллиардов тенге. Такие деньги, как говорится, любят результат. Есть ли он? В Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета дают неутешительный ответ.
В опубликованном отчете “стражей казны” есть весьма занятные факты. В период с 2010 по 2011 год, а также в первом полугодии 2012-го руководители КАИ ни в чем себе не отказывали. Наблюдается постоянный рост административных расходов, а по назначению деньги тратятся далеко не всегда. К примеру, неосвоенными остались более полутора миллиардов тенге. Часть этих средств должна была пойти на создание центра трансферта и коммерциализации технологий, часть - на реконструкцию центра сельхозмашиностроения. Ни одна из 36 научно-исследовательских работ в рамках государственного заказа не выполнена собственными силами акционерного общества - их проводили дочерние предприятия. Зато на научную координацию проектов эта “аошка” потратила без малого миллиард тенге. При этом в штате самого АО “КАИ” ученых нет - одни менеджеры. Научно-исследовательской деятельностью занимаются “дочки” “КазАгроИнновации”. А все дивиденды - отнюдь не только моральные - достаются их “родителям”. При этом выяснилось, что заработная плата в дочерних компаниях примерно в пять раз ниже, чем у сотрудников акционерного общества. В КАИ в среднем получают по 260 тысяч, в научно-исследовательских институтах - чуть более 50.
Интересную вещь по этому поводу рассказал знакомый директор одного аграрного НИИ. Когда кто-то из его коллег-директоров пожаловался: мол, заработок не растет, а жизнь дорожает, ему было сказано прямо: у тебя есть бюджет - действуй в его рамках. И не ему одному. Директора сориентировались быстро, теперь их доходы неуклонно растут. А вот научные сотрудники сидят на голодном пайке. Оно и понятно: двигать науку в нашей стране непрестижно. Вот руководить ею - другой коленкор!
Нашли ревизоры из Счетного комитета и другие веселые факты в финансовом хозяйстве КАИ. Так, например, председатель правления акционерного общества по итогам 2010 года выписал премию в размере 1,2 миллиона тенге - разумеется, себе любимому. При этом за неудовлетворительную работу он был привлечен к дисциплинарной ответственности и получил выговор. Вообще, премии в этом чудесном акционерном обществе любят. В 2010 году сотрудники КАИ получили в качестве стимула к работе более 15 миллионов тенге, а в 2011-м - почти 18 миллионов.
Как вы думаете, сколько денег было выделено на премирование работников дочерних подразделений за этот же период?
Ровно ноль тенге!

Как известно, по замыслу Министерства сельского хозяйства былую славу казахстанскому животноводству вернут рогатые экспаты из других стран. Предполагалось, что приобретенные за большие деньги бычки, коровы и барашки будут плодиться и размножаться на нашей земле еще быстрее, чем у себя дома. Но Счетный комитет установил: закупленные в рамках программы “Крупномасштабная селекция в скотоводстве” коровы-доноры не используются по назначению. Может быть, для кого-то это прозвучит смешно, но из 60 привезенных из-за рубежа буренок десять не прожили на новой родине и трех месяцев. Сумма ущерба - более 6 миллионов тенге. Воистину золотой бешбармак!
Не лучшая судьба постигла и 400 голов овец, завезенных к нам из-за моря для научных разработок. Наверняка среди них были потомки легендарных производителей, победителей выставок - дипломированной гордости каких-нибудь техасских фермеров. Так вот, в Казахстане их тупо перепродали как рядовую скотину.
Зато какой интересный механизм придумали инноваторы от сохи с расходами на аренду недвижимости! Принадлежащее “КазАгроИнновации” здание было отдано в доверительное управление дочерней компании. А уже после этого КАИ арендовала часть помещений за 3,4 миллиона тенге. Интересно, что сторонние арендаторы платили гораздо меньшие суммы.
В результате проверки министру сельского хозяйства Асылжану МАМЫТБЕКОВУ было рекомендовано устранить все нарушения. Тут же встал вопрос о компетенции председателя правления АО Серика КЕНЕНБАЕВА. Впрочем, с ним затягивать не стали - сейчас главным человеком в КАИ назначен Сергей МОГИЛЬНЫЙ, когда-то уже трудившийся здесь замом. Он не ученый и не аграрий, что очень не нравится работникам науки. По всей видимости, и сам Сергей Валерьевич чувствует себя некомфортно в компании академиков и докторов наук. Иначе трудно объяснить то обстоятельство, что на заседании научно-технической комиссии по итогам 2012 года он вообще не появился, отправив вместо себя заместителя. Участникам заседания (а на него в столицу съехались более ста человек) было объявлено: первый руководитель КАИ занят важными государственными делами. Не исключено, что г-н Могильный был поглощен лоббированием собственного мегапроекта, предусматривающего строительство с нуля научных городков, в которых будут жить и работать прорабы аграрной науки со своими семьями. Цена вопроса - сущий пустячок: около 185 миллиардов тенге (1,2 миллиарда долларов). Представляете, сколько в таких городках построят помещений, которые можно будет сдавать самому себе через дочерние компании?

Вот оно торжество науки по-казахстански! А что до новых сортов пшеницы, пород скота и других базовых элементов продовольственной безопасности страны... Об этом нам, по всей видимости, придется забыть.
А значит, смириться с гегемонией на наших рынках забугорных сельхозпроизводителей. Они - признаемся честно! - давно уже “обули” наших аграриев. По самые узбекские помидоры...

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы, тел. 259-71-98, e-mail: mikhail.kozachkov@time.kz, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА

Поделиться
Класснуть