1653

Дорожно-Транспортные Приключения

Новость о передаче в суд уголовного дела Гулайым Рахмоновой, где она фигурирует в качестве подозреваемой, соцсети преподнесли как сенсацию. Между тем это неизбежный, хотя и затянувшийся итог

Дорожно-Транспортные Приключения

Напомним, 27 июля 2025 года, следуя из Караганды в Алматы, Гулайым не справилась с управлением, и джип Toyota Land Cruiser 200 перевернулся на трассе в Жамбылской области. Две ее подруги погибли, Рахмонова с маленьким сыном были госпитализированы. Трагедия стала резонансной: Гулайым - супруга и мать четверых детей Шавката РАХМОНОВА, титулованного непобедимого казах­станского бойца смешанных единоборств.

Долгое время Гулайым имела статус свидетеля. Злопыхатели говорили, что в ход следствия вмешался ее муж и теперь уголовное дело вообще закроют, а с виновницы снимут ответственность - якобы потому, что за рулем сидела одна из погибших. Стали рассылать по соцсетям видео, на которых Шавкат якобы в зале суда дает показания в пользу жены.

Чем дольше молчали следственные органы и прокуроры, тем больше становилось таких скандальных разговоров. Тем более что Гулайым не стали арес­товывать, хотя в других аналогичных случаях водителей сразу отправляют в камеру СИЗО на время следствия.

Первый официальный комментарий ДП Жамбылской области появился в августе - дорожная авария, напомним, произошла в июле. Полицейские подтвердили, что водителем внедорожника была Гулайым, ее статус изменен на свидетеля, имеющего право на защиту. Другими словами, она стала подозреваемой. Но никаких мер по ее аресту не применили, сообщив, что женщина с сыном продолжают лечиться, а расследование идет своим чередом. И только в ноябре 2025 года в кулуарах парламента заместитель министра внутренних дел Санжар АДИЛОВ сообщил журналистам: уголовное дело против Рахмоновой в обязательном порядке будет передано в суд. Судя по всему, защита исчерпала все юридические доводы и тянуть дальше с расследованием не осталось никакой возможности. Дело в том, что у каждого уголовного дела есть свои процессуальные сроки: на ДТП со смертельным исходом отводится максимум до трех месяцев - и в суд. Да и то если в аварии столкнулись несколько автомобилей и есть несколько жертв.

- Все следственные действия завершены, ожидаем получения последней комплексной автотехнической экспертизы. По ее результатам примем решение о предъявлении обвинения и направлении дела в суд до конца этого года, - пообещал прошлой осенью генерал-майор полиции Адилов.

Здесь необходимо подчеркнуть очень важную деталь: изначально уголовное дело расследовали по части 3 статьи 345 Уголовного кодекса (“деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека”). То есть гибель ОДНОГО! Хотя фактически в той аварии умерли ДВЕ подруги Гулайым. По каким причинам это дело расследовалось именно по такому сценарию, можно только догадываться.

Практика показывает: коррумпированный следователь, алчный судебный эксперт или знающий адвокат могут затянуть расследование любого, даже самого резонансного уголовного дела. Следователь поставит перед экспертизой такие вопросы, что даже конкретные ответы не дадут прокурору возможности предъявить обвинение. Либо на правильно заданные следователем вопросы эксперт даст настолько расплывчатые ответы, что даже судья засомневается в законности квалификации обвинения. Итог во всех случаях единственный: увес­ти фигуранта от уголовной ответственности.

Вот и в случае с Рахмоновой расследование по непонятным причинам затянулось на полгода, и уголовное дело попало в суд только 29 января 2026-го. Об этом на днях сообщили в пресс-службе прокуратуры Жамбылской области. По мнению прокуроров, следствие не совсем правильно квалифицировало деяния водителя, поэтому судья будет рассмат­ривать это дело по более тяжкой, 4-й части той же 345-й статьи УК - “деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц”.

Тем временем на редакционную почту пришла жалоба на волокиту следствия по такому же дорожно-транспортному происшествию - и тоже с двумя погибшими. 30 августа прошлого года 57-летний житель Актобе опытный водитель Мухтар ГАЛЯВЕТДИНОВ ехал по Костанайской области в Астану к сыну Наилю. Галяветдинов-младший тем летом переехал в Астану - парню предложили работу. Отец решил его проведать и заодно перевезти к Наилю его супругу Данию АТКИЕВУ.

К сожалению, встретиться в столице молодоженам была не судьба: примерно в девять вечера навстречу Opel Vectra, которым управлял Галяветдинов, не­ожиданно выскочила Toyota Camry - визг тормозов, лобовой удар. Мухтар и Дания скончались на месте ДТП. Удар был такой силы, что немецкая иномарка превратилась в груду железа - уцелел лишь багажник. У Toyota оказалась сильно разбита передняя часть, но благодаря сработавшим подушкам безопасности ее водитель, 24-летний Диас ТУЛЕГЕНОВ, сильно не пострадал.

- Мне позвонил сын, сообщил страшную весть, что муж и сноха погибли в дорожной аварии, - рассказала по телефону Нелли ГАЛЯВЕТДИНОВА. - В тот же день старший дознаватель департамента полиции Костанайской облас­ти Булат УРАЗОВ возбудил уголовное дело по факту смертельной аварии с двумя погибшими, и оно расследуется до сих пор. Вернее, дело волокитят, иных слов и не подобрать.

Вскоре к расследованию уголовного дела, зарегистрированного по части 4 статьи 345 УК, подключились адвокаты погибших. За полгода у них накопились десятки жалоб и ходатайств в разные правоохранительные органы, столько же отписок - и, главное, никакого продвижения следствия. Адвокат Нурсулу ДАУЛТАЕВА написала жалобу в прокуратуру Костанайской области на волокиту и привела конкретные факты бездействия майора полиции Уразова.

Первый заместитель областного прокурора Бауыржан БЕКБОСЫНОВ лично во всем разобрался. Было установлено, что Тулегенов действительно выехал на встречную полосу движения и совершил смертельную аварию. Но когда его допросили, парень сообщил следствию, что не может вспомнить обстоятельства ДТП, так как в результате столкновения частично потерял память.

На этом основании старший дознаватель Уразов не стал выходить с ходатайством в суд об аресте виновника, избрав мерой пресечения лишь обязательство о явке. Бауыржан Бекбосынов поручил провести дополнительные следственные действия, но арестовывать виновника смертельной аварии тоже не стал - сослался на то, что “необходимо провести ряд следственных действий, направленных на сбор достаточных доказательств”. В общем, тот самый случай, когда начинается волокита и заканчивается незыб­лемый принцип “Закон и Порядок”…

Еще одна жалоба была адресована прокурору Костанайской области Марату СЕКСЕНБАЕВУ. Адвокат Даултаева задала Марату Исламхановичу вопрос: если его первый заместитель Бекбосынов еще 15 октября 2025 года пообещал, что после проведения экспертиз Диас Тулегенов будет арестован, почему меру пресечения не избрали, хотя на дворе уже февраль 2026-го? Может, потому, что у виновника имеются некие связи или деньги? Вряд ли простой человек повесит на бамперы своей Toyota Camry 70-й модели “говорящий” госномер повышенного спроса 070 ТТТ.

26 января потерпевших пригласили в департамент полиции. Галяветдиновы были уверены: на ознакомление с материалами уголовного дела. Но им сообщили, что… назначена очередная экспертиза. Дознаватель честно признался: вынужден выполнить указание МВД. Представители потерпевших Нурсулу Даултаева и Сергей ЕФИМЕНКО уже направили жалобу на имя главы МВД Ержана САДЕНОВА. Опытные юристы недоумевают, почему высоко­поставленные чиновники министерства спускают дознавателю некие указания.

“Техническое состояние автомобиля уже было исследовано экспертами и сотрудниками полиции. Новая экспертиза приведет к волоките расследования, виновный продолжает находиться на свободе, хотя его вина полностью доказана”, - пишут юристы в своем обращении в МВД.

Потерпевшие и их адвокаты просят министра Саденова взять на контроль ход расследования этого рядового, в общем-то, ДТП. У них уже появились большие сомнения в торжестве правосудия. Видимо, по этим причинам Нелли Витальевна позвонила в редакцию газеты “Время”. Она считает, что без общественного резонанса справедливости в этом деле не добьется…

А между тем

В 2025 году в Казахстане было зарегистрировано свыше 32 000 ДТП, в которых погибли более 2000 человек и еще около 47 000 получили различные травмы. Только в январе 2026-го в стране уже произошло более 1600 дорожных аварий, около 80 случаев - с летальным исходом.

Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть