1829

Разменная монета для взрослых?

Историю мальчиков из села Коктал Таласского района Жамбылской области, которых, с их слов, держали в рабстве, сегодня, благодаря приговору суда, вспомнила вся страна. Их отчиму дали срок. Однако ребята все еще находятся в центре поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Мама с папой все никак не могут их поделить.

Разменная монета для взрослых?

Единственные, кто идет на контакт в этой ситуации, это родная тетя мальчиков Жанерке Н. и папа старших двойняшек Нуржан Ж. О том, с чего все началось мы уже писали («Между двух огней» на сайте time.kz). А как обстоят дела сегодня?

­ Я даже по телефону с ними поговорить не могу. Нам установили график, по которому дважды в неделю можно с ними связываться. Но по разным причинам нам этого делать не дают, ссылаясь на правила учреждения: то психолог отдыхает, то воспитатель. Будто я собственноручно заключил своих детей в тюрьму. Они плачут, говорят: “Папа, ты о нас забыл? Когда заберешь отсюда?” Сердце от боли разрывается! ­ в сердцах выдал отец двойняшек.

А по словам членов комиссии, разбиравшейся в произошедшем, изначально мужчина забирать мальчиков не собирался. Но он подчеркивает, что никогда от детей не отказывался и готов приехать за ними в любое время.

***

Но в этой истории также есть 10­летний ребенок, родившийся между двух браков, отец которого неизвестен. За него сейчас бьется тетя ­ Жанерке. Она родная сестра его мамы. Мальчика она и воспитывала с рождения. Ее, кстати, обвиняли в халатности в его воспитании: якобы к 10 годам он не может читать и писать.

­ У ребенка задержка психоречевого развития. Есть и справка об этом. Но я отдала его в общеобразовательную школу в качестве инклюзивного обучения. Возможно, педагогам не нужны были отстающие дети, которые портят статистику, ­ рассказала мне Жанерке.

Она говорит, что старшие двойняшки до 2020 года тоже воспитывались у нее. А потом мама мальчиков забрала их из интерната и уехала с нынешним мужем Узакбаем Т. Тогда их с детьми целый месяц все искали и нашли в Алматы.

Жанерке просила сестру оставить ей мальчиков и строить свою жизнь. Но тщетно.

Семья была против Узакбая, потому что на тот момент с ними уже связалась молодая женщина по имени Ботагоз, рассказавшая, что он бросил ее с маленьким ребенком и кучей кредитов. Но было уже поздно.

­ Где только с детьми они не скитались! И в Рудном были, самсу продавали, и в Караганде скот пасли. В 2023 году осели в Таласском районе. Он нигде постоянно не работает. Живут на детское пособие. Хоть ребенок жил у меня, пособие на него получали они. За что и были оштрафованы во время проверки, ­ говорит Жанерке.

Когда она ездила навещать детей в Таласский район, они жаловались на отчима, который, по их словам, систематически их избивал и заставлял работать.

***

А 12 июля Узакбай избил одного из двойняшек, после чего тот сбежал из дома. Отчим утверждал, что мальчик украл у него 30 тысяч тенге. Даже обратился в полицию, обвинив во всем тетю: мол, это она так плохо влияет на детей и один из двойняшек поэтому сбежал к ней. Но Жанерке о случившемся ничего не знала. Оказалось, племянник ночевал под мостом, уставший и голодный. Из­за этого ему пришлось вскоре вернуться домой.

Тогда уже Жанерке обратилась в полицию и заявила, что дети подвергаются насилию в семье.

Но, по ее словам, полицейские Таласского района не провели проверку. А сельский участковый просто сопроводил ее до самого Каратау и попросил не приезжать больше в Коктал.

­ Моя сестра, чтобы выгородить мужа, говорила, что сама била детей. Но это неправда! Она даже мухи не обидит! Она очень ласковая, добрая. Да и сил у нее столько нет, чтобы бить. Во время последнего разговора с мальчиками они мне сказали, что она уговаривает их простить отчима и что он больше обижать их не будет, ­ отметила тетя мальчишек.

Дети поставили условие: они готовы простить мужчину, если мама от него уйдет. И дело не в том, что он их бил. По словам родных, систематическим избиениям подвергается и сама Назерке. Таким образом сыновья хотят защитить маму, а она защищает мужа…

***

Я попыталась связаться с самой матерью детей, поговорить с ней и узнать ее позицию, но номер ее недоступен. Не ответила она и на СМС.

В интервью журналисту Руслану ОТЕПБАЮ она рассказала, что детей никто не бьет и обвинения в адрес ее мужа необоснованные.

­ Детей настраивают мои сестры. Если он их бил, почему они не сбегали раньше и не жаловались? Сестра использует старших детей, чтобы забрать Ерсіна. К нам он приехал в апреле. Мне позвонили из школы и сказали, что в школу он не ходит и вообще находится без присмотра. Что они пришли к нам домой и взяли мой номер у моей больной мамы, которая на тот момент была прикована к инвалидной коляске. Сказали, что дома беспорядок, мама одна, неподвижна, ребенок грязный бегает на улице. Меня спросили, заберу ли я его или они отправят его в детский дом. Предложили привезти его к нам. Но сестра сама его потом привезла и оставила с нами, ­ рассказала она журналисту.

***

После побега детей их отчим был взят под стражу. Позже стало известно, что меру пресечения заменили на домашний арест. В пресс­службе Жамбылского областного суда решение не комментировали, сославшись на статью 201 Уголовно­процессуального кодекса. Прокуроры Жамбылской области хоть и были против этого, но ничего поделать не могли.

В управлении образования акимата Жамбылской области произошедшее тоже никак не комментировали. Никаких заявлений не делала и комиссия по делам несовершеннолетних, функционирующая при акимате. Единственный, кто подключился к ситуации с самого начала, ­ это региональный уполномоченный по вопросам прав детей Жамбылской области Даурен БАГЖАНОВ. Должность эта, к слову, общественная. И в отличие от многих уполномоченных неоплачиваемая.

­ Когда стало известно, что пропали дети, на их поиски был брошен весь личный состав отдела полиции Таласского района и волонтеры. Их искали несколько дней, пока не обнаружили в Талгаре у тети. Когда их привезли в область, я поговорил со старшим мальчиком, и он при своей тете все мне рассказал.

После мы были на приеме у тогда еще начальника департамента полиции Бакитжана МАЛЫБАЕВА, где уже присутствовали две тети и папа мальчиков. На месте были даны поручения следственным органам и оперативным сотрудникам для осуществления следственных действий и регистрации уголовного дела.

Дети были полностью обследованы. Их здоровью ничего не угрожает. Работают с ними как специалисты учреждения, в котором они находятся, так и специалисты центра психологической поддержки. С 1 сентября младший пошел в школу, старшие дистанционно продолжат обучение в колледже. Дети обеспечены всем необходимым. С обоими законными представителями они видятся. Папа в основном по телефону общается, потому что далеко. Мама приезжает на выходных, ­ рассказал Багжанов.

***

И вот Узакбая Т. Таласский районный суд приговорил к четырем годам лишения свободы за истязания пасынков.

Теперь будет решаться вопрос с определением места жительства детей.

У каждого из участников этой истории есть своя правда ­ у матери, у отца, у тети. Но право на счастливое и безопасное детство должно быть выше любых разногласий родственников.

Айжан АУЕЛБЕКОВА, Тараз

Поделиться
Класснуть

Свежее