916

Главбух-потрошитель

Пять с лишним лет бухгалтер одной из школ Шымкента бесконтрольно опустошала банковский счет учреждения

Главбух-потрошитель
Фото Веры ОСТАНКОВОЙ.

Она переводила их на счета родственников и обнальных фирм. Суммы хищений с каждым годом увеличивались в геометрической прогрессии, однако в управлении образования словно не замечали этой финансовой аномалии. Хотя в это же самое время антикор вовсю занимался выявлением массовых схем, отправляя под суд бухгалтеров и директоров. Но каким-то волшебным образом школу №88 эта участь долгое время миновала.

32-летняя Мадина БУРАНБАЕВА родом из Узбекистана. Перебравшись в Казахстан, она отучилась и в 2019 году устроилась главным бухгалтером в названную школу. Не понадобился ей для этой должности ни стаж, ни опыт. И в том же году женщина приступила к делу.

Первое хищение стало разминочным - всего 78 тысяч тенге. Пропажу не заметили, и Мадина поймала кураж. Деньги миллионами уходили на счета ее матери, брата, невестки, подруги. Причем не понадобилось даже их фиктивного трудоустройства: главбух им просто ежемесячно перечисляла деньги. Маме, к примеру, за два года пополнила счет на 176 с лишним миллионов тенге, брату - 107, его жене - еще 76,5 миллиона тенге. Еще одним способом вывода средств стали перечисления на счета обнальных фирм: без договоров, тендеров и госзакупок.

С каждым годом суммы хищений становились все больше. Главбух от своей безнаказанности действовала все наглее и наглее. Банковский счет школы она продолжала потрошить вплоть до задержания: в феврале-марте этого года она успела вывести еще 76 миллионов. В итоге нанесенный ею ущерб потянул на рекордные 451 миллион тенге. Продержись она на свободе еще пару месяцев - и было бы полмиллиарда.

- Больше пяти лет подсудимая занималась хищениями, но ни разу за все это время управление образования города не провело ни одной проверки финансовой деятельности этой школы, словно не замечали, хотя такие суммы сложно было не заметить, - отметила особенности этого дела председатель межрайонного суда по уголовным делам Шымкента Айнель ОРАКБАЕВА. - В этой связи судом было вынесено частное определение о рассмотрении ответственности за этот факт и руководства управления образования, и директора школы.

К слову, о директоре. Ержан ТУЛЕНДИЕВ, получив повестку, не торопился в суд для дачи показаний, видимо, надеясь избежать необходимости отвечать на неудобные вопросы. Пришлось суду обеспечивать его явку принудительно. Директор как мог убеждал суд в том, что многолетних хищений не замечал по причине полного доверяя главбуху и абсолютного незнания бухгалтерского дела. Дескать, у него нет соответствующего образования, а потому в движениях средств на счетах он не разбирается.

Заверял суд и в том, что электронную цифровую подпись (ЭЦП) использовал только сам, не передавая ключ Буранбаевой. Однако, отвечая на вопросы судьи, был вынужден признать, что факты передачи все же имели место быть. Тем не менее пока в отношении столь доверчивого директора, раз он продолжает оставаться в должности, никаких мер не принято.

И тут стоит еще раз подчеркнуть, что в это же самое время, когда Мадина Буранбаева выводила миллионы без какой-либо хитроумной схемы, шымкентские борцы с коррупцией выявляли множественные хищения в сфере образования, а суды массово отправляли виновных за решетку. И только спустя пять лет ее активной преступной деятельности состоялась, наконец, проверка управления образования, выявившая вывод средств. И Буранбаевой занялся антикор.

- Аналогичные дела нашим судом рассматривались не один год, - поясняет судья Оракбаева. - Только у меня в производстве в 2023-2024 годах было несколько подобных дел. Однако подсудимая Буранбаева, насколько мне не изменяет память, установила своеобразный рекорд, в одиночку нанеся ущерб государству в размере 451 млн тенге.

Куда ж девала главбух бюджетные миллионы? На них она скупала квартиры, земельные участки и машины. Помимо этого, активно инвестировала, вкладывая деньги в ценные бумаги как на казахстанской фондовой бирже, так и за рубежом. Одним из последних ее приобретений стала франшиза на открытие ресторана в Алматы. Но тут ее планам помешал антикор.

В суде Буранбаева каялась и полностью признала вину. Объясняла все тем, что не могла побороть тягу к инвестициям пусть и не своих денег. К слову, 82 миллиона тенге осели в иностранных ценных бумагах, но доступ к ним у отечественного правосудия ограничен.

Осудили Мадину Буранбаеву и за хищения в особо крупном размере должностным лицом, и за легализацию преступных доходов. Суд приговорил ее к 8 годам лишения свободы с конфискацией имущества. 44 миллиона тенге, оставшихся на ее банковских счетах, вернули школе, которую она так бессовестно обчистила. Еще 407 миллионов она должна погасить в месячный срок, а также выплатить 12 миллионов 217 тысяч государственной пошлины и 1 миллион 350 тысяч тенге процессуальных издержек. Приговор не вступил в законную силу.

Алиса МАСАЛЁВА, Шымкент

Поделиться
Класснуть