913

Золотая мина

В Восточно-Казахстанской области вместе с главным экологом на скамье подсудимых оказался предприниматель из Павлодара

Золотая мина
Коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА.

В 2019 году руководителем областного департамента экологии был назначен Данияр АЛИЕВ, который прибыл в регион с аналогичной должности в Павлодарской области. Надо сказать, что Данияр Балтабаевич кардинально отличался от своих предшественников: открыто общался с журналистами, не боялся комментировать вопросы, связанные с экологической ситуацией. В департаменте появилась пресс-служба.

Известие о задержании Алиева антикором по подозрению в получении взятки прозвучало как гром среди ясного неба, по крайней мере для журналистов. Обыватели думали-гадали, от кого же эколог получил мзду, связывали это с качеством воздуха, а оказалось, что дело касается золотодобычи.

В Усть-Каменогорске Данияра Алиева судьба свела с предпринимателем из Павлодара Константином ДЛУЖЕВСКИМ, с которым они познакомились еще в 2016 году, когда Алиев трудился в Павлодарской области. Длужевский владел предприятием, основным видом деятельности которого была указана оптовая торговля фруктами и овощами. Однако предприниматель решил кардинально изменить род занятий на добычу золота. Тем более у него имелась лицензия на проведение разведки золоторудного участка в Курчумском районе, но не было экологического разрешения.

И вот по этому поводу, по версии обвинения, Длужевский и обратился за помощью к устькаменогорцу Максату ЖУРКАБАЕВУ, а тот свел его с Алиевым, который пообещал сделать “все под ключ за 5 штук”. Эколог в свою очередь вышел на проектировщицу и поручил ей составить экологический проект. Но не по той категории, которая требовалась в случае золотодобычи. Ее услуги, разумеется, стоили денег. Из материалов дела следует, что Журкабаев вытянул из Длужевского больше десяти миллионов тенге, при этом Алиеву передал только 4 500 000, а остальные прикарманил, а затем спустил часть в казино.

500 000 Алиев получить не успел. Дело в том, что ТОО “Frucom”, еще не получив разрешения, уже приступило к добыче, но “копателей”, которые добыли 26 килограммов золота, застукали во время рейда и возбудили уголовное дело. В июне Длужевского приговорили к четырем годам лишения свободы.

Данияр Алиев, по версии следствия, поняв, что запахло жареным, дал ТОО отказ. Но было уже поздно. Как выяснилось, Журкабаев пришел в антикор с повинной и с его помощью проводились негласные следственные действия.

В суде Данияр Алиев и Константин Длужевский вину не признали. Алиев говорил, что вся сумма - 5 миллионов тенге - предназначалась для проектировщика, а Длужевский просил привлечь Журкабаева к ответственности за мошенничество.

В итоге суд первой инстанции признал Алиева виновным в получении взятки, Длужевского - в даче мзды должностному лицу, Журкабаева - в посредничестве во взяточничестве. Бывшему руководителю департамента экологии и предпринимателю назначили по четыре года лишения свободы, посреднику - полтора года.

К слову, смягчающим вину обстоятельством для подсудимых явилось то, что у каждого на иждивении по несколько несовершеннолетних детей. Например, у Алиева их пятеро.

Приговор не вступил в законную силу и, учитывая, что двое из осужденных настаивали на своей невиновности, наверняка будет обжалован.

Елена СУПРУНОВА, Усть-Каменогорск

Поделиться
Класснуть