Формальное наказание
Подполковнику полиции мстят за критику системы?
Неслыханная доселе история, которая может привести к весьма непредсказуемым последствиям, приключилась в стенах специализированного межрайонного суда по административным правонарушениям (СМАС) Алматы. В конце прошлого года подполковнику полиции в запасе Сержану АРШАБЕКОВУ (на снимке) выписали штраф за незаконное ношение форменной одежды сотрудника МВД с ее конфискацией.
Парадокс заключается в том, что пенсионеры полицейского ведомства имеют право носить парадное и выходное форменное обмундирование (пункт 3 статьи 20 закона “Об органах внутренних дел” от 23.4.2014 г.). Сержан Карибаевич половину своей жизни посвятил службе в различных подразделениях МВД, и 4 февраля 2021 года его проводили на пенсию руководители ДП Алматинской области. На заслуженном отдыхе Аршабеков стал общественным деятелем и нередко публично критиковал работу МВД. В том числе и со страниц газеты “Время” (см. “Сержан Аршабеков: На субъективном формализме” от 6.9.2023 г.).
Он открыто комментировал различные ЧП в полицейском министерстве, предлагал его руководству свою помощь в реальном реформировании системы.
Вот и 1 ноября прошлого года, выступая в эфире YouTub-канала “Барыс Медиа”, Аршабеков надел свою форму. А 29 ноября инспектор УП Бостандыкского района Алматы Жанболат ДУАБАЕВ составил протокол, в котором усмотрел допущенное Аршабековым правонарушение: в прямом эфире тот незаконно появился в полицейской форме. Сержан Карибаевич с этим нарушением не согласился, и материал передали в адмсуд.
Отставной подполковник, профессиональный юрист был настолько уверен в своей правоте, что испытал настоящий шок, когда его признали виновным.
- Мне выдали служебное удостоверение МВД, в котором указано, что я являюсь подполковником полиции в запасе, а из органов был уволен по достижению предельного возраста нахождения на службе, - рассказывает Сержан Аршабеков. - Меня не уволили по отрицательным мотивам или за дискредитацию мундира и не запрещали надевать форму. И по закону я имею право ее носить. А мое наказание - это своего рода ответ на неоднократную критику руководства МВД.
На судебном процессе Аршабеков заявил: во время интервью о реформировании МВД он действительно был в форме, которую ему выдали, когда Сержан Карибаевич еще работал в системе. Но есть один нюанс: имеется приказ МВД от 23 сентября 2023 года о переходе всего личного состава ведомства на новую форменную одежду. А это значит, что старая форма, говоря уставным языком, “форменным обмундированием сотрудника МВД не является”. Это как военный камуфляж, который носят охранники рынков, рыбаки и охотники, чабаны и просто любители пофорсить в военной одежде. Но их суду почему-то не предают.
Представитель ДП Алматы в суде подтвердил: в соответствии с законом об ОВД сотрудники, имеющие выслугу на службе 15 и более лет, уволенные на пенсию по возрасту, состоянию здоровья или по сокращению штатов, получившие ранение при исполнении служебных обязанностей и признанные негодными, имеют право ношения парадной и выходной формы одежды. Пенсионеру Аршабекову, как и десяткам тысяч отставников МВД, носить форму не запрещено.
Но судья СМАС Ляззат БЕКБАТЫРОВА все доводы Аршабекова и его адвоката Рашида ТЕНИЗБАЕВА посчитала “как способ защиты с целью избежать ответственности за совершенное административное правонарушение”. Отставному подполковнику наложили “безальтернативное административное взыскание” - штраф в размере12 922 тенге. К слову, штраф Аршабеков уже погасил, не подавая апелляцию. Вот как он объяснил свое решение нашей газете.
- Вы же понимаете, что закон совсем по-другому работает, когда касается интересов системы. Считаю, суд не имел права привлекать меня к ответственности. Хотя бы потому, что форма, в которой я был, уже не существует и не имеет никакой юридической силы. Но суд принял сторону МВД. Я не питал иллюзий и понимал исход процесса. Я первый и единственный офицер запаса МВД, который был привлечен по этой статье. Это целенаправленная акция возмездия за мою позицию, - считает отставник Аршабеков.
По его словам, в соцсетях куча роликов, где люди, не имеющие никакого отношения к МВД, носят полицейскую форму. Даже ролики снимают, высмеивая полицейских. Кроме того, Аршабеков поднял еще одну весьма актуальную проблему, связанную с обмундированием.
- МВД не может полностью обеспечить формой личный состав, и огромное количество сотрудников покупают ее за свой счет, - продолжает Сержан Карибаевич. - Это реальные факты. У меня есть официальные ответы зампредседателя КУИС, начальника департамента тыла МВД, где они признают: из-за нехватки финансирования не могут всех обеспечить формой. Но при этом обязывают подчиненных носить форменное обмундирование.
По мнению Аршабекова, никто не обращает внимания на еще один вопиющий факт. В соответствии с Административным кодексом продажа форменного обмундирования сотрудников полиции, военнослужащих, спецслужб и иных органов гражданскими лицами категорически запрещена.
- Хоть штраф за такое нарушение очень большой, этот бизнес годами успешно процветает. Целые торговые дома продают форму силовых структур, но в МВД закрывают на это глаза, - продолжает Сержан Аршабеков. - Меня часто спрашивают, почему я критикую МВД. Коллеги, работающие адвокатами, повсеместно сталкиваются с безграмотностью, безответственностью, некомпетентностью, равнодушием к проблемам и бедам людей со стороны полицейских. Не раскрываются многие преступления, даже очевидные. Вот за то, что я призываю улучшить деятельность МВД, прошу принять меры по отношению к нерадивым сотрудникам, которые позорят честь мундира, меня относят к деструктивному элементу.
Теперь по такой схеме можно будет наказать любого отставника МВД. Тем более что прецедент уже создан.
Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы