Убийство без особых мучений
В Семее 12 лет лишения свободы в колонии средней безопасности получил экс-сотрудник Урджарского военкомата за зверское убийство молодого сослуживца. Своей жертве Канат ПУШПАКБАЕВ нанес 21 удар ножом. Родные Рахата РАЙБЕКА, чья жизнь оборвалась в 22 года, сочли приговор первой инстанции неоправданно мягким.
- У меня с Рахатом разница в возрасте 18 лет, - делится сестра погибшего Шолпан МУХАМЕДЖАНОВА. - Мама родила его в 40 лет. Для меня и моей сестры он был даже не младшим братом, а сыном! После окончания Алматинского аграрного университета Рахат хотел стать военнослужащим. В Алматы подал документы на контрактную службу. Дождаться ответа решил в отчем доме в Урджаре. Чтобы не сидеть без дела, устроился в Урджарский районный отдел по делам обороны. Но Рахат успел проработать всего неделю, как нам сообщили, что его изуродованное тело нашли у магазина “Ак Жол”!
Судмедэксперты насчитали 21 ножевое ранение в области шеи, сердца, спины и живота. После нанесения тяжких телесных повреждений у Рахата не было ни одного шанса на спасение. Юноша скончался на месте. После задержания подозреваемого в жестоком убийстве стала вырисовываться картина происшедшего.
30 января текущего года Рахат засиделся допоздна с тремя сослуживцами в столовой Урджарского военкомата. Во время застолья между ним и Канатом Пушпакбаевым, который работал в военкомате водителем, разгорелась ссора. Очевидцам удалось сгладить конфликт. Когда коллеги начали расходиться, водитель предложил всех развезти по домам. Однако, после того как Пушпакбаев высадил двух сослуживцев, его конфликт с Райбеком разгорелся с новой силой. По выводу следствия, мужчины вышли из машины около магазина “Ак Жол”, чтобы выяснить отношения. Во время потасовки в руке водителя военкомата появился нож. После того как Пушпакбаев хладнокровно исполосовал острым лезвием парня, он скрылся с места преступления.
- С самого начала следствие очень мягко отнеслось к убийце и его подельникам, - считает Шолпан. - Его привлекли по статье УК 99 часть 1 (“убийство”). Мы же требовали переквалифицировать действия Пушпакбаева на статью 99, часть 2 (“убийство, совершенное с особой жестокостью”). Но нас никто не стал слушать! Чего стоит то, как следствие “гуманно” отнеслось к подельникам убийцы. После того как Пушпакбаев сбежал с места убийства, он связался с двумя друзьями и попросил их помочь избавиться от улик. Один из них выкинул нож, а другой сжег окровавленную одежду. Вместо того чтобы возбудить против подельников убийцы уголовные дела за сокрытие улик и укрывательство преступления, следствие дало им статус свидетелей!
Накануне Дня Независимости специализированный межрайонный суд по уголовным делам области Абай рассмотрел уголовное дело в отношении Каната Пушпакбаева, обвиняемого в убийстве. Суд выделил в отдельные производства обвинения по ряду статей друзей осужденного, которые помогали ему избавиться от улик. Однако судья отказался переквалифицировать действия Пушпакбаева на более жесткую статью.
“Представителем потерпевшего было заявлено ходатайство о переквалификации действий обвиняемого на ст. 99, ч. 2, УК, основываясь на количестве ударов ножом, - сообщила пресс-служба суда. - Исходя из разъяснений п. 10 нормативного постановления Верховного суда РК “О квалификации некоторых уголовных правонарушений против жизни и здоровья человека” судом признана верной квалификация деяния подсудимого по ст. 99, ч. 1, УК, так как множественность ранений, нанесенных во время убийства, не является основанием квалификации деяния, если при этом не установлено, что убийство совершено с целью причинения потерпевшему особых мучений. Действия подсудимого во время потасовки, а также до нанесения ударов ножом и после смерти потерпевшего квалифицированы как отсутствие намерения причинения потерпевшему особых мучений, что соответствует ст. 99, ч. 1, УК. Прокурором квалификация действий поддержана”.
В результате суд приговорил Каната Пушпакбаева к 12 годам лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы средней безопасности.
- Этот приговор мы восприняли как насмешку! Наши родители - пожилые люди - серьезно заболели после убийства единственного сына. До сих пор их состояние вызывает опасения. Мы думали, что у Рахата все впереди: свадьба, рождение детей, достижение целей… По вине Пушпакбаева от нашего любимого мальчика осталась только могила. Да, мы хотели, чтобы за каждый удар он заплатил годом своей свободы. Поэтому требовали переквалификации его действий на статью 99, ч. 2, за убийство с особой жестокостью, предусматривающей лишение свободы от 15 до 20 лет. Но в итоге суд не приговорил Пушпакбаева даже к максимальному наказанию по статье 99, ч. 1, санкция которой от 8 до 15 лет лишения свободы. Я не понимаю, как суд мог решить, что убийца не хотел причинить Рахату особых мучений? Можно понять, когда в драке кто-то не смог рассчитать силу удара, но здесь осужденный больше 20 раз ударил живого человека ножом! Пушпакбаев буквально искупался в крови Рахата. Он же потом всю свою машину так перепачкал, что свидетели подумали, что он у себя в салоне человека зарезал… Конечно, мы будем обжаловать приговор.
В свою очередь сторона ответчика заявила, что тоже будет обжаловать приговор. Поскольку сочла его слишком суровым. По мнению защитника, Пушпакбаев заслуживает более мягкого наказания, поскольку он ранее не судим, признал вину в полном объеме и раскаялся…
Милана ГУЗЕЕВА, фото из личного архива Шолпан МУХАМЕДЖАНОВОЙ, Семей