1875

Просто счастье, что не взлетели на воздух

В Павлодаре из-за горящего подземного газгольдера эвакуировали более 900 человек, в том числе всех школьников и учителей из ближайшей школы. Когда пожарные справились с пламенем, выяс­нилось, что никто не знает, кто выдавал разрешение на установку этой емкости под землей, кто ее обслуживал и кто проверял, учитывая соседство с детским учреждением.

Просто счастье, что не взлетели на воздух

Подземный газгольдер загорелся в обед. Площадь возгорания составила один квадратный метр. Но, поскольку речь идет о газе, полицейские оцепили всю округу по периметру и начали эвакуацию людей из близлежащих зданий: школы, многоэтажек и налоговой. Одно только учебное заведение срочно покинули 604 человека, из которых 556 - это дети. На месте развернули оперативный штаб под руководством начальника ДЧС Павлодарской области Рустамбека АМРИНА. Для эвакуированных жильцов соседних домов пригнали три автобуса, в которых грелись те, кому некуда было идти на время работы пожарных.

Газгольдер горел более семи часов, пока не выгорел весь газ. Все это время пожарные воздействовали на пламя, не давая ему распространяться дальше, и охлаждали очаг возгорания, чтобы не допустить взрыва.

Ликвидировать пожар удалось только около 21.00. К счас­тью, обошлось без жертв и пострадавших.

- Если бы загоревшийся подземный газгольдер взорвался, последствия могли бы быть катастрофичными, - высказывает свое мнение президент Казахстанской газовой ассоциации Федор МОРДВИНКИН.

Судя по времени горения газовой емкости, говорят специалисты, она была почти полной. Это значит, что совсем недавно ее заправляли. Не исключено, что именно на этом этапе, то есть при заправке газгольдера, могла быть нарушена техника безопасности, приведшая к его возгоранию. Но чаще всего в подобных случаях речь идет о черном рынке, когда устанавливают уже бывшие в употреблении газгольдеры.

- На самом деле это просто огромная головная боль всех городов Казахстана, - говорит Федор Мордвинкин. - Везде есть “черные копатели”, как мы их называем, которые по дешевке незаконно устанавливают людям старые газовые емкости. В этом случае государственные газовые инспекторы, находящиеся в структуре акимата, которые должны проверять подобного вида объекты, даже знать не знают об этом газгольдере.

Именно так в Павлодаре все и произошло. По словам главного специалиста павлодарского городского отдела жилищной инспекции Асылбека ЖУМАБЕКОВА, курирующего вопросы газового хозяйства, в областном центре вообще нет ни одного официально зарегистрированного газгольдера. В таком случае вся ответственность за происшествие ложится на собственника земли. К административной ответственности частника будут привлекать и городские власти - за нелегальную установку газгольдера, и чеэсники - за нарушение техники безопасности.

Но никто из них, по крайней мере официально, не говорит о том, кто заправлял эту емкость. А это тем временем очень важный нюанс.

- Компания, заправляющая газгольдеры, в первую очередь должна проверить документы, официально ли стоит это оборудование или нет. Если газгольдер установлен вчерную, то газозаправщики вообще не имеют права к такому газгольдеру даже близко подъезжать. И это тоже ответственность данной компании. Но зачастую у нас кто нелегальные газгольдеры ставит, тот их и заправляет, - говорит глава отечественной газовой ассоциации.

По сути, павлодарцы, займи они сейчас принципиальную позицию и распутай этот черно-газовый клубок до конца, а не ограничиваясь только лишь административной ответственностью владельца газового оборудования, могут создать идеальный прецедент по неотвратимости наказания для всех участников черного рынка газгольдеров. Тем более что газонаполнительных станций в городах не так уж и много и они все известны. Другое дело - осмелятся ли?

Газовая ассоциация Казах­стана уже давно предлагает создать цифровую карту белых газгольдеров и установить на всех машинах газонаполнительных станций сигнал GPS, передаваемый в какую-то единую службу.

- В этом случае можно отслеживать все случаи заправки газом всех газгольдеров. И если газового объекта, куда заправили газ, нет на официальной цифровой карте газгольдеров, тут же отправлять туда с проверкой государственного газового инспектора. Механизм проще некуда, но очень эффективный в борьбе с черными установщиками газового оборудования, - говорит Федор Мордвинкин.

Почему в Казахстане до сих пор нет такой цифровой карты газгольдеров, можно только догадываться. И, думается, разгадка здесь совсем не сложная.

К слову, как стало известно, ДЧС составил административный протокол лишь в отношении ТОО, собственника газгольдера - “За нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации газового оборудования”.

Ирина ВОЛКОВА, Павлодар

Поделиться
Класснуть