5285

Борьба силовиков с “несуществующей” ОПГ “Хуторские”, в результате которой полегли, вернее, потеряли свои кресла  многие офицеры полиции и прокуратуры, скорее всего, ничем не закончится. В смысле - ничем хорошим для страны и общества. А для публично выпоротых - ничем плохим

МВД и ОПГ

Кадровые решения генерального прокурора Берика АСЫЛОВА и министра внутренних дел Ержана САДЕНОВА, связанные с убийством 16-летнего Шерзата ПОЛАТА в Талгаре Алматинской области, - стандартная процедура, когда какое-то преступление, которому следствие изначально даже особого внимания не уделило, вдруг вызывает огромный общественный резонанс. И потом под давлением уже этого резонанса власть начинает давать под зад коленом виновным и невиновным полковникам, чтобы снизить недовольство населения. А пару месяцев спустя эти же люди будут руководить другими подразделениями в полицейской системе и в надзорном ведомстве.

Крайними окажутся лишь пара-тройка местных участковых, сотрудники службы пробации Талгарского района ДУИС по Алматинской и Жетысуской областям и их прямые руководители. Потому что одна сторона уголовного дела торговала спиртным в запрещенное время, другая - употребляла такие напитки, имея непогашенные судимости и находясь на пробационном контроле. Да и обсуждать кадровые назначения в правоохранительной системе - дело неблагодарное: многие кадровые решения выглядят крайне нелогичными.

Например, СМИ и соцсети уже шумят: оказывается, новый шеф полиции Алматинской области Мейрам АБИКЕЕВ в мае этого года был снят с долж­ности первого заместителя начальника ДП Алматинской области за упущения в работе и отправлен с понижением замом по кадрам в ДП Северо-Казах­станской  области (в полицейской иерархии - четвертым вициком)! Разве после этой шумихи глава МВД Саденов отменил свой приказ о назначении полковника Абике­ева? И не отменит.

На моей памяти подобный приказ был отменен всего один-единственный раз, когда тогдашнего начальника департамента по противодействию экстремизму МВД генерал-майора полиции Каната ТАЙМЕРДЕНОВА неожиданно назначили начальником нового объединенного департамента УИС по Алматы, Алматинской и Жетысуской областям. Вечером того же дня тогдашний министр внутренних дел Марат АХМЕТЖАНОВ свой приказ почему-то отменил (см. “Долж­ность на один день”, “Время” от 22.8.2023 г.).

Поговорим о другом, чрезвычайно любопытном и важном обстоятельстве, волнующем не только жителей Талгара и всей Алматинской области, - ОПГ “Хуторские”. Местные жители - кто смело и открыто, а кто на условиях анонимности - вот уже несколько недель рассказывают о криминальной деятельности этой группировки. И даже называют имена лидеров “Хуторских” - братья Хасан, Аслан, Ержан КАСЫМБАЕВЫ. Вот только экс-начальник департамента полиции Алматинской области Бауржан АЛЕНОВ (через три дня после убийства Шерзата стал первым вице-министром внутренних дел) напрочь отрицает существование этой группировки в регионе.

- Причастности ОПГ, как я ранее сказал, нет. Вообще ОПГ “Хуторские” нет у нас на учете, - заявил на специальном брифинге, связанном с расследованием нашумевшего убийства, полковник Аленов, добавив, что учета ОПГ в Казахстане и лиц, которые занимаются организованной преступностью, “как такового нет”.

Хочется верить, что Бауржан Толегенович просто не захотел делиться информацией для служебного пользования, а не глупость сморозил. Ведь он не может не знать, что в министерстве, в состав руководства которого он вошел, вполне успешно работает целый департамент по борьбе с организованной преступностью. Тем более что знающие люди говорят: Аленову поручили курировать именно оперативные подразделения МВД, куда входит и ДБОП.

Скажу больше: до назначения в ДП Алматинской области Аленов несколько лет руководил самой закрытой структурой МВД - департаментом оперативной службы. Прежде его именовали 7-м, позже - 10-м департаментом. Среди полицейских это подраз­деление называют разведкой.

Именно туда стекается вся информация о криминогенной ситуации в Казахстане, а сотрудники этого департамента в своей деятельности занимаются прослушиванием разговоров, негласным наблюдением за кем угодно, в том числе и за членами реальных или предполагаемых ОПГ. Поэтому не знать и даже не слышать о довольно громкой группировке он в принципе не мог.

Не исключено, что именно организованную преступную группировку “Хуторские” кто-то из исполнителей среднего звена по каким-то причинам просто не поставил в свое время на специальный учет. Сейчас уже вряд ли возможно установить, умышленно это было сделано или по традиционному раздолбайству. А если начать выяснять, не получится ли как в той известной советской поговорке: “Во время следствия главное - не выйти на себя”?

Прокурор Алматинской области Берик АДАМОВ на том же брифинге оказался чуточку хитрее. Он осторожно предположил, что “Хуторскими” называют всех жителей “Хутора” (прежнее название нынешнего села Рыскулова).

- Все говорят - ОПГ “Хуторские”. В Талгарском районе просто район есть такой, люди так называют. Но, как ответил Бауржан Аленов, сегодня такой ОПГ не существует, - поделился своими мыслями с журналистами Берик Абызбаевич.

Прокурора можно понять: о криминальной обстановке во вверенном ему регионе он может знать лишь из полицейских сводок, справок по конкретным уголовным делам и приговорам суда. Судя по дальнейшему развитию событий, видимо, по этим причинам заместителя Адамова Саяна БАКИРОВА и прокурора Талгарского района Ескендира БЕКМАНОВА и сняли с работы. В пресс-службе Генпрокуратуры уточнили: “Основанием послужило наличие существенных упущений в работе по надзору за законностью в уголовном процессе”.

Но чтобы полицейские руководители не знали о существовании целой ОПГ под носом? Видимо, убийство Шерзата - тот самый случай, когда силовикам приходится делать хорошую мину при плохой игре. Иначе как объяснить приезд в Конаев Ержана Саденова и его кадровые решения? Снят с должности первый зам Аленова по ДП Серик ШАЛХАРОВ, курировавший оперативные подразделения. Уволен начальник управления полиции Талгарского района Нуржан КУНТУНОВ, прослуживший на этой должности буквально пару месяцев и даже не успевший изучить криминогенную ситуацию региона.

Пока бывшие начальники управления по противодействию экстремизму, криминальной полиции, по борьбе с организованной преступностью ДП Алматинской области временно безработные. А ведь именно они призваны противодействовать преступности как таковой, включая и ОПГ, не так ли?

Если столько народу лишилось должностей за провалы и упущения, значит, “Хуторские” все-таки существуют? Пусть не в справках и сводках МВД, а в повседневной реальности.

Ведь один из братьев Касымбаевых Ержан - давний герой наших многочисленных публикаций, связанных с “хоргосским делом”. Его вместе с экс-агентом уже несуществующей финансовой полиции Талгатом МАХАТОВЫМ, членом ОПГ “Хуторские” Айбеком УТЕПОВЫМ и братьями Жасуланом и Ернаром КЕМЕБАЕВЫМИ приговорили к длительным годам заключения за заказное убийство алматинского таможенника Медета ЖАМАШЕВА. Заказ, по данным следствия, был сделан Махатовым Касымбаеву. Причем агент знал, что его хороший знакомый именно из “Хуторских”. Знали об этой ОПГ и в спецслужбе страны, когда проводили собственное неофициальное расследование этого заказного убийства.

Что же получается: в финансовой полиции и в КНБ еще в начале нулевых знали о “Хуторских”, а вот в МВД и по сей день, как говорится, ни сном ни духом?!

К слову, на том брифинге прокурор Адамов рассказал, что старший Хасан Касымбаев в рамках уголовного дела по убийству Шерзата никакого  процессуального статуса не имеет. Между тем многие талгарцы именно его называют лидером ОПГ “Хуторские”. Правда, сам Хасан в интервью журналистке Сандугаш ДУЙСЕНОВОЙ заявил, что занимается законным предпринимательством. Другой брат - Аслан Касымбаев - до недавнего времени работал руководителем аппарата акима Талгарского района.

Отвечая на вопросы журналистов, как он может работать на госслужбе, если Ержан сидит, Берик Абызбаевич сообщил: мол, наличие родственника, отбывающего срок за уголовное преступление, не мешает родному брату занимать определенную долж­ность. Другими словами, закон не запрещает. Ну, или не всем запрещает.

Например, 25 декабря 2016 года Кокшетау, а позже и весь Казахстан гудели, словно опрокинутый улей. Оперуполномоченный криминальной полиции департамента внут­ренних дел Акмолинской области майор полиции Жанибек БАЙМУРЗИН хладнокровно застрелил из табельного Макарова своего младшего коллегу Дархана ЕЛАМАНОВА из городского УВД. После убийства Баймурзин похитил табельное оружие Еламанова и два магазина с патронами, отвез труп на окраину села Кенесары Бурабайского района и закопал в снегу на обочине дороги.

По итогам служебной проверки тогдашний глава МВД Калмуханбет КАСЫМОВ снял с должности начальника УВД Кокшетау, двух заместителей начальников областного ДВД - всего около 15 старших офицеров. По ситуации с убийством в Талгаре - такие же кадровые решения.

Вы спросите, в чем правота Адамова? Дело в том, что во время убийства старший брат Жанибека Баймурзина Арманбек БАЙМУРЗИН работал начальником департамента криминальной полиции МВД. После успел порулить еще двумя региональными департаментами полиции. На днях его сняли с должности начальника ДП Жамбылской области. Что касается Жанибека, его тогда, на рубеже 2016-2017 годов, поймали по горячим следам и вскоре осудили на 18 лет. Но судимость младшего брата-майора не помешала старшему брату получить звание генерал-майора. А что, закон ведь не запрещает.

Напоследок еще одна важная деталь: на днях распоряжением главы государства вице-министр внутренних дел Айдос РЫС­БАЕВ был отстранен от занимаемой должности. Меньше года он проработал замом и курировал криминальную полицию, отвечал за противодействие наркопреступности и экстремизму, борьбу с организованной преступностью. Но его отставка якобы не связана с делом Шерзата Полата - там совсем другая тема, итоги расследования которого могут вызвать не меньший резонанс, чем убийство в Талгаре…

Тохнияз КУЧУКОВ, Алматинская область

Поделиться
Класснуть