3286

Ох, рьяно гребёт охрана

Три предприимчивых руководителя с правом подписи, восемь аффилированных компаний, несколько незаконно раздробленных лотов - и бюджет национального перевозчика “Казахстан темир жолы” внезапно похудел почти на 160 миллионов тенге. Поэтому, наверное, КТЖ и находится в преддефолтном состоянии, как недавно заявил глава Высшей аудиторской палаты Алихан СМАИЛОВ.

Ох, рьяно гребёт охрана
Фото Владимира ЗАИКИНА.

18 ноября 2020 года Бауржана НАХАНОВА назначили генеральным директором ТОО “ВЖДО” (Военизированная железнодорожная охрана) - одного из ключевых подразделений КТЖ личным составом почти восемь тысяч штыков, вооружением и 11 филиалами по всей стране. Подразделения ВЖДО работают более чем на 100 станциях, включая 12 международных стыковочных. По сути, ВЖДО - железнодорожные войска с широкими полномочиями, имеющие бессрочную охранную лицензию, выданную МВД.

Наханов 19 мая 2021 года назначил своим замом по экономике и финансам Айгуль МУКАТАЕВУ. К тому времени главным менеджером по автоматизации и техническому развитию центрального аппарата ВЖДО уже трудился Ринат СИДИКОВ. Шел второй год пандемии коронавируса, вынудившего многие предприятия перейти на формат работы онлайн. По этой причине было решено развивать цифровые технологии во всех сферах. Решили оцифровать и “дочку” КТЖ ВЖДО. Для этого объявили тендер “Приобретение комплекса оборудования для системы видео­наблюдения” на 2021 год на сумму 174 288 000 тенге.

На первый взгляд одна из тысяч обычных госзакупок. Но у первого руководителя Бауржана Наханова, как написано в его уголовном деле, сразу возник коварный план хищения вверенных денежных средств. Правда, украсть без помощи заместителя по экономике и финансам невозможно при всем желании. Но бастыку повезло: Айгуль Мукатаева оказалась не только компетентным заместителем, она тоже хотела заработать много денег и сразу. А Рината Сидикова даже не пришлось уговаривать, хотя он был довольно опытным и уже имел погашенную судимость.

Чтобы украсть не мелочь, а вполне приличную сумму денег, выделенных на покупку и монтаж систем видеонаблюдения для ВЖДО, гендиректор, используя знания и советы Мукатаевой и Сидикова, решил с ходу увеличить стоимость оборудования путем подписания дополнительных соглашений с победителем тендера до 300 000 000 тенге. Сумму увеличить не проблема, вопрос в другом: как их “освоить”, а пос­ле обналичить? Да и вдруг победителем конкурса окажется какой-нибудь принципиальный предприниматель?

Чтобы этого не произошло, Сидиков зарегистрировал восемь ИП на своих родственников, а полученные банковские карточки забрал себе. А чтобы не привлекать внимания проверяющих ревизоров к недавно соз­данным компаниям, Сидиков уговорил своего знакомого из ТОО “АМК City” поучаствовать в тендере по поставке оборудования для видеонаблюдения. Правда, эта фирма не первый год занимается изготовлением исключительно полиграфической продукции, а не поставками систем видеонаблюдения. Но разве это важно? Необходимо отметить, что деятельность ТОО “ВЖДО” осуществляется в строгом соответствии со стандартами АО “ФНБ “Самрук-Қазына”. И эти стандарты не уберегли от худого.

Вся документальная процедура госзакупок в приговоре суда занимает пять страниц. Если кратко, то гендиректор ВЖДО Наханов в соответствии с требованиями закона был обязан осуществить выбор поставщика путем открытого тендера. Но он пошел другим путем и принял в феврале 2021 года решение о проведении закупок путем конкурентных переговоров. Эта схема дала возможность победить копаниям, созданным его подчиненным Сидиковым.

Вот как это выглядит по документам. Общая сумма 174 288 000 тенге выделена для приобретения и монтажа единой системы видеонаблюдения. Однако Наханов со товарищи решили раздробить сумму закупа на различные договоры, стоимость которых не превышает 1000 МРП (месячный расчетный показатель). Например, с 5 мая по 3 декабря 2021 года Нахановым подписан 41 договор на общую сумму 137 843 725 тенге, 39 дополнительных соглашений на 220 769 800 тенге, 29 актов выполненных работ на 84 385 533 тенге.

Кроме того, он выписал 52 платежных поручения на 155 257 991 тенге с подконтрольными организациями ИП OBSERVER, ИП Security Server, ИП Spectrum Design, ИП SK-Vip, ИП CCTV-Project. Напомним, эти компании Сидиков зарегистрировал на своих родственников и знакомых, чтобы через них заниматься хищением и обналом.

Мукатаева с 18 августа по 11 октября 2021 года подписала 13 договоров на общую сумму 37 840 000 тенге, 10 допиков на 69 863 316 тенге, 62 акта выполненных работ на 177 955 900 тенге, 47 платежных поручений на 144 109 500 тенге с указанными выше подконтрольными организациями.

Вот только вскоре следствием было установлено, что поставленное подрядчиками оборудование не соответствует требованиям технической спецификации, а его стоимость завышена вдвое, да и работы не были выполнены. Установку некондиционных камер вообще провели силами работников ВЖДО под конт­ролем Рината Сидикова.

В стремлении прикарманить кучу денег криминальная троица совершила несколько незначительных на первый взгляд ошибок. Выписанные сторонами счета-фактуры и акты выполненных работ не соответствовали действительности. Итог: ТОО “ВЖДО” причинен материальный ущерб в особо крупном размере на общую сумму 159 446 919 тенге. Вот как это трактует закон: Наханов, являясь генеральным директором ТОО “ВЖДО” и лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, используя свое служебное положение, группой лиц по предварительному сговору совершил хищение вверенного имущества путем растраты и присвоения. Его подчиненным Мукатаевой и Сидикову вменили аналогичные обвинения.

Когда начались судебные разбирательства, троица пошла в отказ. Бауржан Наханов пытался убедить суд в том, что он возглавил убыточное предприятие.

- До моего прихода был утвержден план развития ТОО “ВЖДО” на 2021-2025 годы по приобретению комплекса оборудования для системы видеонаблюдения на сумму 174 288 000 тенге. Однако не было инвестиций, поэтому приняли решение о приобретении и установке системы видеонаблюдения за счет сэкономленных средств ТОО. По согласованию с юристами ТОО было решено провести закупки путем конкурентных переговоров. Мне, как гендиректору, поступали заявки, с учетом цен заключались договоры и по исполнении оплачивались поставщикам. По всем филиалам ТОО оборудование систем видеонаблюдения было подключено и работало до моего освобождения от должности, все было подстроено следующим руководителем, - эмоционально выступил в суде Наханов.

Правда, он не смог объяс­нить, как предыдущий руководитель мог приказать директору акмолинского филиала ТОО “ВЖДО” принять на работу водителя и сразу же откомандировать его в центральный аппарат, расположенный в Астане, чтобы целый год водитель получал зарплату в региональном филиале и катал сына Бауржана Анасовича по столице. Ущерб в сравнении с похищенными средствами кажется смешным - какие-то 1 576 600 тенге. Но по закону это деяние считается злоупотреблением должностными полномочиями.

Тем не менее Наханов категорически отрицал преступный сговор с Мукатаевой и Сидиковым. По его мнению, все обвинение построено было лишь на предположениях. Правда, он все же признался, что действительно попросил директора акмолинского филиала платить зарплату водителю, который на личном автомобиле возил в больницы сына Наханова. Сын, к слову, инвалид, и по этой причине гендиректор просил суд его оправдать.

Не признали вину и просили оправдания Мукатаева и Сидиков. Но суд посчитал, что вина криминальной троицы доказана показаниями потерпевших и допрошенных свидетелей, заключением аудиторов. Из материалов уголовного дела судом установлено, что Наханов вступил в преступный сговор с Мукатаевой и Сидиковым. Из денежных средств ВЖДО в сумме 323 351 491 тенге, предназначенных на покупку системы видеонаблюдения, путем присвоения и растраты были похищены 159 446 919 тенге.

За хищение чужого имущества лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, с использованием служебного положения, группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере судья межрайонного суда по уголовным делам Астаны Канат ТОБАГАЛИУЛЫ приговорил Наханова к восьми годам лишения свободы, по семь лет колонии получили Мукатаева и Сидиков.

Гражданский иск ТОО “ВЖДО” о возмещении имущественного вреда удовлетворен частично - в солидарном порядке с Наханова, Сидикова и Мукатаевой взыскано 159 446 919 тенге. Кроме того, арестованное имущество - частный дом Наханова, трехкомнатную квартиру Мукатаевой в столице, недвижимость на Северном Кипре, зарегистрированную на Айгуль Рыскалиевну, - суд оставил под арестом в качестве обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска.

Вот так, наверное, шаг за шагом и дошел национальный железнодорожный перевозчик до преддефолтного состояния. А чего мы хотели, если даже охрана ничем не гнушалась…

Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть