2618

Агент без прикрытия

В специализированном межрайонном суде по уголовным делам Алматы возобновились разбирательства по убийству таможенника Медета Жамашева

Агент без прикрытия

На скамье подсудимых братья Жасулан и Ернар КЕМЕБАЕВЫ, Ержан КАСЫМБАЕВ, Айбек УТЕПОВ и агент ныне реорганизованной финансовой полиции Талгат МАХАТОВ по прозвищу Бетон.

По совокупности пунктов Уголовного кодекса виновным грозит до 20 лет лишения свободы либо пожизненный срок. Процесс начался в начале января этого года, но вскоре заседания прервали - Махатову делали операцию, он якобы долго восстанавливался. И даже когда врачи закончили лечение, агент Бетон еще месяц отказывался участвовать в судебном процессе.

Напомним, в ночь на 7 июня 2012 года на дворовой парковке в одном из спальных районов Алматы был зверски убит сотрудник департамента таможенного контроля Медет Жамашев. Даже рядовые члены следственной бригады районного управления полиции сразу поняли, что убийство заказное. Знали фамилии исполнителей, посредников и заказчика. Знали, но молчали. Ведь в те годы Талгат Махатов относился к одной из могущественных силовых структур страны - финансовой полиции. Поэтому пять лет это убийство значилось как “глухарь”.

Но в 2017 году работавший начальником управления по надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности прокуратуры Алматы Виктор ТИХОНОВ задержал Махатова, заподозрив его в причастности к убийству Медета. Однако судья Алма АБДУХАЛЫКОВА отклонила все доводы следствия и выпустила агента на свободу, применив домашний арест. А позже руководитель следственной бригады МВД подполковник Бауржан АБЕНОВ (ныне он в чине полковника служит заместителем начальника полиции Костанайской области) прекратил уголовное дело, полностью обелив агента.

Осенью того же года Тихонова арестовали, обвинив в целом букете уголовных прес­туплений, и впоследствии осудили. Ему удалось полностью оправдаться уже после отсидки. В своих немногочисленных интервью Виктор заявлял, что фальсификацией его уголовного дела занимались по неофициальному заданию Кайрата КОЖАМЖАРОВА, в те годы генпрокурора страны. И все ради того, чтобы выгородить своего агента Бетона.

В интервью нашему изданию Тихонов назвал фамилии людей, причастных к его незаконному осуждению. Это руководители межведомственной следственно-оперативной группы (МСОГ) Нурлыбек САБИТОВ и Абзал МУСЛИМ, утвердивший обвинительный акт начальник управления 1-й службы Генеральной прокуратуры Бауыржан САУГАБАЕВ и судья Мараткали БЕКНАЗАРОВ (см. “Экс-прокурор Виктор Тихонов: В моей посадке прошу винить…”, “Время” от 8.11.2023 г.).

Эти сотрудники, как и судья, подписавший Тихонову обвинительный приговор, не понесли никакой ответственности. По крайней мере, никто из их руководителей публично не заявил о том, что они осудили заведомо невиновного человека. А ведь это неоспоримый и неопровержимый факт, установленный Верховным судом!

В прошлую пятницу председательствующий Бакытхан БАКИРБАЕВ, гособвинитель Ерлан КУЛАНБАЕВ, подсудимые, их адвокаты и свидетели обвинения в очередной раз стали очевидцами выкрутасов Махатова. Судебные разбирательства были назначены на 10 утра 24 мая. Часом раньше конвойная служба попыталась доставить его в здание СМУС. Но Махатов в который уже раз сказался больным и заявил, что не хочет участвовать в процессе. Даже из камеры не удосужился выйти.

Судья снова пошел ему навстречу и предложил выступать в суде онлайн, но услышал очередное “нет”. В общем, должностные лица следственного изолятора составили соответствующие акты, а Бакытхан Ергешович постановил рассматривать уголовное дело без участия Махатова.

Между тем на прежних заседаниях уже выступили основные свидетели - бывшие руководители подраз­делений КНБ Талгат ЖАКАЕВ, Ирлан АБДРАХМАНОВ и осужденный за контрабанду Талгат КАЙРБАЕВ. Они и еще 42 фигуранта первого “хоргосского дела” весной 2014 года были осуждены, а в основу приговора легли показания Талгата Махатова. Он красноречиво заявлял в суде, как с помощью некоторых офицеров финансовой полиции разоблачил целое организованное преступное сообщество на границе с Китаем, в которое входили высокопоставленные комитетчики, таможенники, брокеры и предприниматели.

Однако двое финполовцев, Улан МАДИЕВ и Кенжебай ЖУМАБЕКОВ, вместе с агентом якобы разоблачившие ОПС, сами арестованы за пытки над подследственными и фальсификацию материалов уголовного дела. Немало любопытного рассказали в суде свидетели. Справедливости ради отметим: все эти показания они дают с 2011 года, когда начались повальные аресты офицеров КНБ и таможни.

Правда, все эти годы их доводы звучали в качестве заявлений, жалоб и ходатайств, но на этот раз их выступления - это свидетельские показания, данные в зале суда под присягой. А это значит, что при вынесении приговора суд примет во внимание не только материалы уголовного дела, вещдоки и выступления подсудимых.

Например, Кайрбаев в очередной раз заявил, что коммерсанты собрали для покровительства финполиции около 22 миллионов долларов, которые передали агенту Махатову. К слову, он проходит одним из главных фигурантов и по трагическим кантарским событиям, его же обвиняют в мошенничестве и причастности к обналичиванию денег, добытых прес­тупным путем.

Тохнияз КУЧУКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть