2216

Мальчики-закладчики для битья

Нужно ли смягчать наказание для подростков-наркосбытчиков?

Мальчики-закладчики для битья
Задержанный показывает, как курьеры прячут закладки в стволе дерева.

Спор на эту тему возник в сенате. Те, кто за, считают, что интернет-магазины по продаже наркотиков неуязвимы для полиции. Страдают лишь молодые люди 18-20 лет, которых вовлекают в наркобизнес в качестве курьеров, а потом их быстро ловят и дают им серьезные сроки. Противники же этой идеи напирают на то, что один “кладмен” подсаживает на наркотики восемь человек.

Сейчас в Уголовном кодексе прописано: за хранение, перевозку в целях сбыта, пересылку либо сбыт наркотиков грозит срок от 5 до 10 лет. Но если ячейку возьмут целиком, то закладчик будет фигурировать в материалах уголовного дела “в составе организованной преступной группы” и получит от 10 до 15 лет.

На практике обвинительные приговоры судов с каждым ра­зом беспощаднее: в последние годы в воспитательные колонии строгого режима отправляют детей на сроки не меньше 9-10 лет. Причем в детской колонии осужденные остаются порой до достижения 19 лет, но, правда, в исключительных случаях. А значительная часть совершеннолетней молодежи отбывает наказание уже во взрослых колониях, где условия гораздо жестче.

Во вторник на заседании профильного комитета сената первый замминистра внутренних дел Марат КОЖАЕВ рассказал, что в обществе муссируется вопрос о якобы излишней репрессивности наказания для наркозакладчиков.

- Действительно, портрет нар­косбытчика изменился. Сегодня это, как правило, молодые люди из вполне благополучных семей. Для них характерно активное пользование интернет-технологиями. В ряды наркодельцов они попадают вследствие жажды легкой наживы, низкой правовой грамотности, культуры и социальной ответственности, - отметил Кожаев.

По его данным, в Казахстане осуждено семь несовершеннолетних, а самому молодому из них 14 лет. Привлекаются к ответственности еще 20 подростков. Представитель МВД отметил, что именно несовершеннолетние стали главной мишенью для организаторов наркобизнеса. Зачастую привлекают подростков 13-15 лет, потому что полная уголовная ответственность в Казахстане наступает только с 16-летнего возраста.

Спикер привел в пример случай в Актобе в конце января, где ученик 9-го класса школы №53 занимался закладками. У него изъяли 48 закладок. Причем за день до задержания в этой школе департамент полиции организовал лекцию, но этот мальчик на ней не был. Замминистра посетовал, что сами органы образования на местах профилактикой не занимаются. Более того, они даже не обеспечивают целевой аудиторией тематические лекции полицейских.

- Нами предполагались поправки (в законодательство. - Т. Г.) по освобождению нар­косбытчиков от ответственности в исключительных случаях. Они были анонсированы еще в декабре 2023 года на правчасе в мажилисе, однако многими депутатами восприняты негативно, - заявил Кожаев.

Этот вопрос, продолжил он, обсуждался и на других площадках - в Минюсте, администрации президента. На тот момент было принято решение о преждевременности этой инициативы. Сейчас по поручению главы государства прорабатываются предложения по смягчению ответственности наркокурьеров. До конца этого года они должны быть представлены в администрацию президента.

Вместе с тем МВД полагает такое решение нецелесообразным, поскольку даже суровое наказание для наркодельцов все равно не останавливает особо их рост. При этом снижение срока способствует вовлечению в наркобизнес еще большего количества граждан! - высказал позицию ведомства и, надо полагать, свою личную первый замглавы МВД.

При этом он не отрицает, что многие втягиваются в наркоторговлю от безысходности:

- В начале февраля текущего года в Кызылорде был задержан 19-летний закладчик с 9 граммами мефедрона. Как выяснилось, парень круглый сирота, на иждивении которого находились пять младших братьев. Поэтому социальный фактор здесь крайне важен. Одними силовыми методами нам эту проблему не решить.

Сенатор Жанна АСАНОВА поведала, что прямо перед этим заседанием в верхнюю палату поступило письмо родителей закладчиков. В нем они просят предусмотреть дифференцированное наказание для кладменов.

- Хотя говорилось, что у нас осуждены семеро несовершеннолетних и привлечено 20, но почему-то в письме - тысяча подписантов! Родители обратились к нам с просьбой повнимательнее посмотреть момент привлечения к ответственности закладчиков, - отметила депутат.

Ей ответили, что специально ослаблять закладчикам наказание или предусматривать отдельную статью с более низкими санкциями по возрасту нет смысла, так как закон и так позволяет снизить сроки. При рассмотрении дел в суде, если к уголовной ответственности привлекается и организатор, то есть руководитель закладчика, ему назначат строгое наказание, а подросток-закладчик может получить наказание, даже не связанное с лишением свободы.

На это возразила член коллегии адвокатов Астаны Балауса БЕРДИМБЕТОВА. По ее словам, на практике все обстоит иначе. В судах к закладчикам в большинстве случаев не применяют смягчающие обстоятельства. Они стали пушечным мясом наркомафии.

- Статистика говорит о том, что именно закладчики в большинстве случаев предаются суду, а организаторы остаются ненаказанными. Сейчас следственные изоляторы переполнены именно молодыми людьми от 17 лет, - утверждает она.

Замначальника департамента по противодействию наркопреступности МВД Бахытжан АМИРХАНОВ заметил: “минеры” знают, что они закладывают.

- Это сознательное преступление. И потом, это как заразная болезнь, один закладчик заражает 7-8 человек. Я тоже встречался с родителями закладчиков, но их дети совсем не юные, а в основном в возрасте от 18 до 30 лет. Приходили даже родители закладчиков, которым уже давно за 30 и даже за 40 лет! Вот почему в Китае предусмотрено крайне суровое наказание за наркотики? Только такими жесткими санкциями там сохраняют генофонд страны! - выпалил Амирханов.

На этом дискуссию прекратили, отметив, что вопрос нужно обсудить на более широких площадках.

А в МВД назвали регионы Казахстана, которые облюбовали наркоторговцы. Так, в Алматы, Алматинской и Жетысуской областях выявляется основная часть лабораторий по производству синтетических наркотиков. Дальше наркотики распространяются по всей стране и преимущественно в обход областных центров и мегаполисов. Перевалочными базами являются моногорода. Основных направлений наркотрафика три: центр с городами Балхаш, Караганда, Темиртау; юго-запад - это Шуский район, Тараз, Шымкент и Актобе; юго-восток - Конаев, Талдыкорган, Аягоз.

По состоянию на 1 мая в Казахстане на учете состояли 18 246 наркоманов, из них 1,5 тысячи женщин, 66 - несовершеннолетних. Но врачи считают, что эти цифры не соответствуют реальности.

- Ведомственная медстатистика не может показать реальную картину масштабов потребления наркотиков. Во всем мире распространенность употребления психоактивных веществ складывается из показателей различных ведомств: не только количество обратившихся за медпомощью, но и показатель предложения психоактивных веществ на рынке, уровень криминогенности, связанный с употреблением наркотиков. Чтобы понять реальную картину, нужно проводить эпидисследования, - сказал замдиректора республиканского центра психического здоровья Даулет БАЙПЕИСОВ.

По его данным, за последние пять лет в Казахстане провели три эпидисследования по распространению наркотиков. Причем все при поддержке международных организаций. Последнее исследование прошло в 2021 году. В нем участвовала молодежь 21-29 лет. Тогда 3,9 процента респондентов сообщили, что потребляют какие-либо синтетические наркотики в течение жизни, 1,1 процента - в течение последнего года, а 0,6 процента имели опыт потребления веществ за последние 30 дней.

- Если эти данные экстраполировать на все население республики, то можно предположить, что более 170 тысяч употребляют новые психоактивные вещества в течение жизни, 49 тысяч - в течение года и 27 тысяч - за последний месяц. Нам нужно проводить эпидисследования на периодической основе с выделением денег из республиканского бюджета, чтобы знать настоящую картину! - заявил Байпеисов.

В конце заседания прозвучала идея из уст представителя маслихата Алматы Амиржана НАБИЕВА: обязать владельцев зданий, КСК и другие управляющие организации ежедневно удалять граффити с рекламой наркотиков на стенах, предварительно сфотографировав адрес сайта и направив в полицию для блокировки.

- Систему нужно наладить и привлекать к административной ответственности председателей КСК при выявлении данных надписей! - заявил спикер. - Сегодня также имеются трудности с определением наличия наркотических и психотропных веществ в организме учащихся в школах, особенно из-за отказа родителей подростков на проведение исследования. Для профилактики и раннего выявления наркозависимых нужно внести предложение в Минздрав о принятии нормативного акта, обязывающего проводить тестирования на выявление употребления наркотиков среди учащихся школ, студентов колледжей и вузов!

Но участники заседания промолчали.

Тогжан ГАНИ, фото с сайта dzen.ru, Астана

Поделиться
Класснуть