Неуправляемые
За последние месяцы в Алматы произошло два нападения агрессивных пассажиров на водителей автобусов
Перепалка в салоне движущегося транспорта - это потенциальная опасность для всех участников дорожного движения, ведь конфликт может обернуться трагедией. Это ярко продемонстрировал случай, произошедший в декабре прошлого года.
Сейчас в Алатауском районном суде Алматы рассматривается громкое уголовное дело об этом ДТП. Напомним, тогда пассажир автобуса маршрута №47 ударил женщину-водителя, которая потеряла сознание. Неуправляемый автобус столкнулся с четырьмя автомобилями и въехал в толпу людей.
Та авария унесла жизни трех человек: супружеской пары педагогов Талапа КОСИМОВА и Гулжан ИРСИМБЕТОВОЙ, стоявших у обочины, и водителя припаркованного рядом микроавтобуса Айдоса АЛЬМЕНБАЕВА. Еще четверых пострадавших госпитализировали с травмами.
На скамье подсудимых оказался тот самый буйный пассажир, 32-летний Дархан АХМЕТЖАНОВ. Его обвиняют по двум статьям - 293 (“хулиганство”) и 351 (“нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, повлекшее смерть двух и более лиц”). Он рассказал, что в тот роковой день вышел с работы в шесть часов и сел в автобус, чтобы проехать две остановки. Водитель Ермек ШОКЕБАЕВА потребовала показать оплату за проезд. Ахметжанов попытался сделать это с помощью SMS, но сообщение с подтверждением оплаты никак не приходило. По словам пассажира, водитель не выпустила его на той остановке, где он хотел выйти, и поехала дальше.
- Она мне ответила: “Не морочь мне голову, давай мне наличку” - и оскорбила меня… И я ее ударил два раза по лицу, - признался подсудимый.
Версия Ермек Шокебаевой была немного иной. Рассказ по поводу неоплаты проезда в целом совпал со словами Ахметжанова, но она утверждала, что это пассажир ругался матом. А после того как мужчина ударил ее, она ничего не помнит, поскольку потеряла сознание. Очнулась только тогда, когда разбитый автобус стоял на остановке.
Адвокат подсудимого Алим МУСАПАЕВ заявил, что водитель симулировала потерю сознания. Чтобы снять сомнения в этом вопросе, допросили экспертов. Специалисты пояснили: при ударе в челюсть человек может потерять сознание, ведь там проходит важный нерв. Нейрохирург Алимхан ХАЛИЛОВ подтвердил, что водитель была доставлена в больницу с симптомами, характерными для состояния после потери сознания: вялая, с трудом отвечала на вопросы. Шокебаева пролежала в больнице семь дней.
Но и этого адвокату подсудимого оказалось мало: он попросил предоставить записи со всех шести видеокамер в салоне автобуса, а не только установленной над водительским креслом. Суд удовлетворил это ходатайство.
Не только защита подсудимого, но и родственники погибших настаивают на вине водителя и руководства частного автопарка “ДуманТрансКом”, не предусмотревшего защитные меры. Они потребовали компенсацию: 20 миллионов тенге для Айнуры КУСАИНОВОЙ, потерявшей мужа Айдоса Альменбаева, отца троих детей и единственного кормильца в семье, и 40 миллионов для четверых детей, которые лишились сразу обоих родителей-педагогов.
Кстати, родственники погибших в беседе с журналистом “Времени” подтвердили, что автопарк никакой материальной или иной помощи им не оказал. Компенсацию за утерянный заработок и реабилитацию намерена потребовать и Виктория ЛИБАР - женщина стала инвалидом после этого ДТП.
А вот сторона Ермек Шокебаевой считает, что эти обвинения носят исключительно меркантильный характер: ведь с буйного пассажира взять нечего, поэтому, мол, должны раскошелиться автопарк и его работница? Сама женщина считает себя не виновной, а жертвой. Да и полицией и судом она признана потерпевшей. 36-летняя женщина одна растит двоих детей, снимает жилье.
После того смертельного ДТП,уже в январе этого года полицейские по всей стране провели рейдовые профилактические мероприятия под названием “Перевозчик”. Тогда же представители территориальных подразделений полиции организовали встречи с руководителями транспортных предприятий по вопросам оборудования автобусов камерами видеонаблюдения и тревожными кнопками с выводом на канал “102”.
Только в первый день рейда было выявлено свыше 200 правонарушений, совершенных в общественном транспорте! Это и умышленное уничтожение или повреждение имущества, и распитие алкогольных напитков или появление в состоянии опьянения, и мелкое хулиганство, и загрязнение мест общего пользования, и приставания. А что происходит вне контроля?
Увы, ни резонансное дело, ни рейдовые мероприятия не научили людей сдерживать свою агрессию в общественном транспорте. В минувший четверг в Алматы произошел очередной конфликт между водителем и пассажиром.
Около восьми часов утра в Бостандыкском районе Алматы 38-летний мужчина попросил ехать водителя автобуса 98-го маршрута… быстрее. А когда этого по понятным причинам не произошло, он напал на водителя. Полицейские отметили в своем официальном сообщении так: “38-летний пассажир, особо дерзко нарушая общественный порядок, выражая явное неуважение к обществу, нанес телесные повреждения водителю автобуса”.
После рукоприкладства пассажир быстро вышел из салона. Но на этом драка не закончилась: водитель выбежал за обидчиком, и они продолжили выяснять отношения уже на остановке. Рядом стоящие люди пытались их разнять.
На видео пассажир признался, что подрался с водителем автобуса, и попросил прощения. К счастью, в этот раз никто не пострадал, кроме них самих - они “украсили” друг друга синяками. Медицинская помощь не понадобилась. Однако было возбуждено уголовное дело по статье “хулиганство”.
Общественный транспорт открыт для всех без исключения - и психически больных людей, и бывших заключенных, и агрессоров, и воров, и мошенников. А значит, такие случаи могут возникнуть в любой момент. Как же их предотвратить? Оснастить автобусы специальными перегородками для водителей?
На одном из судебных заседаний вдова Айдоса Альменбаева поинтересовалась у инженера по безопасности автопарка, почему автобус не был оснащен такой огороженной от пассажиров кабинкой. Тот сообщил, что переоборудование транспорта запрещено законом: нельзя поставить даже лишние сиденья.
- Если полиция разрешит ставить кабинки для водителей, то мы их поставим. Мы не вносили таких предложений, потому что нападений раньше не было, - пояснил он.
Действительно, согласно пункту 1.16.2.4. приложения №6 к техническому регламенту Таможенного союза “О безопасности колесных транспортных средств”, рабочее место водителя не должно иметь каких-либо глухих перегородок, отделяющих его от пассажиров. Этот регламент распространяется и на Казахстан.
Эксперты вспоминают: в Алматы как-то устанавливали закрытые кабинки. Однако позже пришлось их демонтировать, и не только из-за регламента Таможенного союза. Вдруг в салоне кому-то станет плохо, кто-то получит травму из-за резкой остановки, а кнопка связи с водителем не будет работать, и в закрытой кабине он не услышит крики о помощи...
Комментарий в тему
Елена ЕРЗАКОВИЧ, эксперт по транспортной политике:
- Мы видим, что люди ведут себя по-разному в общественном транспорте. Поэтому случаи нападений обязательно должны подлежать огласке. Терпимость к подобным нарушениям должна быть недопустимой, так как водитель автобуса отвечает за жизни нескольких десятков людей сразу.
Мы видим акты агрессии, поэтому должны быть предусмотрены меры физической защиты, чтобы не было возможности дотянуться до водителя. Да, полицейские говорят, что автобусы оборудуются камерами, но они не спасут от рукоприкладства! Если полиция не разрешает переоборудовать автобусы, значит, надо изначально закупать их с такими перегородками, которые не подпадают под запрет.
Во-вторых, необходимо обучать самих водителей культуре общения. Должна быть психологическая подготовка, чтобы не развивать словесные конфликты.
Екатерина ТИХОНОВА, Алматы