1823

Всему есть предел

270 обращений поступило омбудсмену в Туркестанской области Наталье КОЖАБЕКОВОЙ за минувший год. И больше трети жалоб, по ее словам, были проигнорированы чиновниками на местах. География заявителей тоже весьма показательна: чаще всего жалуются жители южных районов - Жетысайского, Мактааральского, Сарыагашского, а также Туркестана.

Всему есть предел

До представителя уполномоченного пришлось, к примеру, дойти жителю Туркестана Рустаму МАЛИКОВУ, добиваясь решения, в сущности, простого вопроса: работодатель не выплачивал ему зарплату и отпускные. Только после вмешательства УПЧ госинспекция по труду области провела проверку и выявила нарушения трудовых прав. В итоге ТОО и с работником рассчиталось, и штраф выплатило государству.

Или вот история двух старушек, тоже жительниц Туркестана, Анны ЮРАСОВОЙ и Татьяны ЕГОРОВОЙ. Одна из них недееспособный инвалид, а вторая в силу собственных возможностей ее опекает. Долгое время они не могли найти управу на наглого соседа, переоформившего на себя и опекунство, и имущество.

Он отравлял жизнь обеим, выгоняя из дома пожилую женщину с инвалидностью. В местной полиции на эти мытарства смотрели сквозь пальцы. Пока Егорова не дошла до омбудсмена. В итоге зашевелились и в полиции, и в прокуратуре, и в собесе. Судебными решениями отменили все сделки, вернув несчастной старушке ее недвижимость. И наконец выселили душегуба.

Еще одну пожилую женщину с инвалидностью попросту бросили на произвол судьбы в Толебийском районе. 76-летняя Людмила АСЛАНОВА много лет проработала здесь врачом. А когда ей самой понадобилась помощь, оказалась в полном одиночестве. Из-за перелома ключицы Людмила Степановна превратилась в лежачего инвалида. И все ее мольбы о помощи целый год откровенно игнорировали и в райсобесе, и в райздраве, и в местном акимате. К ней не прикрепили даже соцработника, о котором она просила.

Помогала больной бабушке только внучка. В итоге после вмешательства Кожабековой женщину, уже потерявшую веру в людей, социальные службы заметили. Старушка получила и врачебную помощь, и долгожданного соцработника, а виновные в халатности чиновники - строгие выговоры по представлению прокуратуры.

В Келесском районе учитель выбрала своей жертвой 12-летнюю ученицу, которую она всячески унижала и даже грозила тюрьмой. Ребенок страдал и отказывался идти в школу, а мать безрезультатно строчила жалобы во все инстанции. Пока не попала на прием к Наталье Кожабековой. Итогом проведенной проверки, подтвердившей все факты, стали выговоры и замечания всем причастным: от директора до учителя.

С жалобами на побои люди тоже идут к омбудсмену. Из Шардары со своей бедой приехала женщина, чью дочь регулярно избивает муж, а участковый закрывает на это глаза. Из Кентау - другая, над сыном которой в лицее-интернате долгое время издевался помощник воспитателя. И снова проверки, взыскания и принятие мер.

- Как ни горько признавать, но это уже система, - констатирует Наталья Кожабекова. - Люди ходят по замкнутому кругу. Так получается, что региональные представительства УПЧ - это чуть ли не единственная инстанция, куда люди идут за защитой своих прав. За год мне удалось помочь 89 заявителям. А ведь их могло быть больше. Бюрократия, особенно в регионах, такого масштаба, что сложно пробиться сквозь эту стену. Шаблонные отписки, которые отправляют заявителям, потом присылают и мне, пытаясь ими отмахнуться. В правоохранительных органах не практикуют даже элементарной перепроверки фактов.

Чаще всего люди жалуются на произвол в правоохранительной и судебной системе. Но именно здесь нарушения прав человека сложнее всего устранить, признает омбудсмен. Особняком в этом ворохе обращений стоит дело о пытках. Год с лишним трое пострадавших добивались наказания сотрудников управления полиции Туркестана, учинивших произвол. Пытки, по словам потерпевших, начались с момента задержания их автомашины.

В ходе допроса с пристрастием, учиненного под руководством начальника отдела криминальной полиции Туркестана Талгата БИЖАНОВА, одному отбили почки, другому нанесли травму глаза, у третьего из ушей с лопнувшими перепонками пошла кровь. Полицейские даже в суде продолжали уверять, что задержанные неудачно упали. При этом они лишись телефонов и денег. Расследование уголовного дела, растянувшееся на несколько месяцев, результата не принесло: антикоррупционная служба области его прекратила, не желая во всем этом разбираться. Прокуратура же только после вмешательства регионального омбудсмена вновь его возбудила, передав следствие управлению спецпрокуроров. Правда, на скамье подсудимых оказался лишь Бижанов - на отрывках кад­ров с видеожетона было зафиксировано, что от творил с задержанными. Суд признал его вину в превышении власти с применением насилия. И даже его условный срок на семь лет с выплатой компенсации одному из потерпевших - это уже победа для тех, кто отчаялся добиться справедливости.

Алиса МАСАЛЁВА, Туркестан

Поделиться
Класснуть

Свежее