Кто искупался в золоте?
В Семее владельцы ювелирных бутиков, лишившиеся своего товара во время сильного пожара в торговом центре “Акшын”, считают, что их золото украдено! Своими подозрениями они поделились на встрече пострадавших предпринимателей с акимом области Абай Нурланом УРАНХАЕВЫМ.
В Семее владельцы ювелирных бутиков, лишившиеся своего товара во время сильного пожара в торговом центре “Акшын”, считают, что их золото украдено! Своими подозрениями они поделились на встрече пострадавших предпринимателей с акимом области Абай Нурланом УРАНХАЕВЫМ.
- В социальных сетях пишут, что все “золотники” успели спасти свой товар. Но это не так! - сокрушается владелица ювелирного бутика Алена ЕВДОКИМОВА. - Нас два дня убеждали, что все хорошо. Все работники “Акшына” знают, что наши павильоны не один раз вскрывали. Поэтому мы все уносили в специальное хранилище - “золотую комнату”. Два дня нам говорили, что дверь туда целая и невредимая. А когда ее вскрыли, оказалось, что там все сгорело! Осталась только зола…
Владелица сети ювелирных салонов, не пожелавшая назвать своего имени, заявила, что в “золотой комнате” не было ни капли воды.
- Если в коридоре ее было по колено, то там оказалось совершенно сухо. Когда начали открывать мою ячейку, туда поступил воздух, и все воспламенилось. Я сама лично позвала пожарных. Они протянули шланг и начали все тушить при мне. Пошли клубы дыма. В итоге из ячейки мы достали только пепел!
Представитель “Алка Ломбард” Валентин ПОПОВ обратил внимание на то, что золото даже при сильнейшей температуре не могло превратиться в пепел! Это противоречит физико-химическим свойствам драгоценного металла.
- Мы хранили золото клиентов в той же комнате. Нас, как руководителей предприятия, туда не запустили. Пригласили только нашего кассира-эксперта. Когда он зашел, сказал, что золота нет. Как такое может быть? Температура плавления металла - 1600 градусов! Ячейки остались целые, не расплавились. А золото с температурой плавления 1065 градусов исчезло! Если оно расплавилось, то должно находиться на полу. Но его нигде нет! - констатировал Валентин Попов.
По словам начальника управления внутренних и внешних коммуникаций департамента полиции области Абай Дины АМРЕНОВОЙ, при владельцах ювелирных бутиков полицейские собирали расплавленные изделия. Золото лопатой гребли с пола. Однако в число пострадавших “золотников” входят 13 человек. И если у кого-то из них золото расплавилось, а у других в ячейках оказались лишь зола, пепел или вообще пустота, то это веский повод для правоохранительных органов начать проверку фактов мародерства. Такого же мнения придерживается и глава региона.
- Вы войдите в рабочую группу, мы на месте будем разбираться, - сказал Уранхаев Попову. - Если такие факты есть, никто безнаказанным не останется.
Подавляющее большинство арендаторов сгоревшего рынка понесли колоссальные убытки. Один владелец бутика поделился, что потерял товар на 45 миллионов тенге. Общий ущерб оценивается в миллиардах тенге. Поэтому на встрече с акимом области погорельцы снова и снова поднимали вопрос о возмещении ущерба.
Однако чиновники не сказали ничего нового, кроме того, что “возбуждено уголовное дело по факту нарушения требований пожарной безопасности”. Если суд признает виновным собственника сгоревшего базара депутата областного маслихата Марата КУРМАНБАЯ, тогда пострадавшие предприниматели получат законное право взыскать с него причиненный ущерб. Только вот сам Курманбай на встрече погорельцев с акимом области заявил, что с его стороны никаких нарушений нет.
- Мы все делали для обеспечения электробезопасности, пожаробезопасности. Два раза в год у нас проходили проверки ЧС. Последняя была в октябре прошлого года. Все, что нужно, мы сделали до нового года. Возможно, это был поджог, - заявил хозяин рынка.
Если следствие придет к выводу, что причиной пожара стал именно поджог, то Марат Курманбай по закону станет потерпевшим. А значит, пострадавшим предпринимателям взыскивать ущерб будет просто не с кого. Уже сейчас владелец рынка называет себя “одним из больших пострадавших”.
По его словам, он потерял 10 миллиардов тенге - столько Курманбай вложил в сгоревший торговый центр, который был залоговым имуществом при получении кредита. Собственник подчеркнул: сгоревший рынок не был застрахован, как и уничтоженное огнем имущество всех пострадавших предпринимателей.
Между тем на встрече с погорельцами глава региона заявил: “Мы на вашей стороне”.
- Вчера я был на совещании по этому вопросу у первого заместителя премьер-министра. Сегодня идут следственные действия. Мы за то, чтобы следствие прошло непредвзято и беспристрастно. Вопрос находится на моем личном контроле, прокурора области, департамента по ЧС. Ни у кого нет задачи кого-то защитить или что-то скрыть, - заключил Нурлан Уранхаев.
Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей