2845

Смертоносный бардак

Как бездумная застройка горных склонов в Алматы обернулась большой бедой

Смертоносный бардак

Трагедия в микрорайоне “Тау-Самал” подтвердила необходимость срочного ужесточения запретительных мер, заявил аким Алматы Ерболат ДОСАЕВ. Такая уж у нас традиция: ситуация не меняется, пока кто-то не погибнет...

Несмотря на то что в июне прошлого года городской маслихат запретил строительство на горных склонах с крутизной более 15 градусов, там выявили уже 54 факта незаконного строительства.

- В суды было подано 45 исков, из которых 31 уже удовлетворен в пользу города, 4 иска находятся на рассмотрении. По оставшимся 9 либо устранены замечания, либо приостановлены строительно-монтажные работы и готовятся иски в суд, - отметил градоначальник в пятницу на встрече с населением Медеуского района Алматы. Эта встреча должна была состояться в четверг, но была перенесена из-за трагедии.

Как это было

В ночь на четверг, 8 февраля, в 2.20 в ДЧС поступила информация о том, что в микрорайоне “Тау-Самал” в Медеуском районе сошла оплывина. Грязевой поток объемом около 3200 кубометров практически накрыл один частный жилой дом на улице Олимпийской, второй повредил частично. Жителей соседних домов эвакуировали.

В первой половине дня под завалами разрушенного дома нашли тела четырех человек - погибла целая семья: супруги Ольга ШИН и Ильяс ОМАРОВ, два 16-летних брата-двойняшки Денис и Сергей.

Среди тех, кто разгребал завалы в поисках людей, был и спасатель республиканского оперативно-спасательного отряда (РОСО) МЧС Вадим ПАК.

- Работа осложнялась тем, что сошел большой объем грязевой массы, а погодные условия превратили это все в единый монолитный поток. Мы знали, что здесь проживали четыре человека, поэтому работали ювелирно: старались определить местоположение пострадавших, аккуратно их извлечь, - рассказал спасатель. - Конструкция здания была нестандартная, то есть постройка из разных строительных материалов. Здесь были и каркасно-камышитовые, и кирпичные блоки. Все это представляло сложность в проведении поисково-спасательных работ. Сами видите, здесь все в глине, спасатели увязали по колено в земле.

На место трагедии приехал друг семьи Сергей ТИМОФЕЕВ. Он узнал о случившемся от отца погибшего.

- Очень хорошая семья, на помощь всегда приходили первые. Про эту семью никто ничего плохого не скажет, - отметил Сергей.

Этот дом они купили где-то 7-8 лет назад. В семье было три сына - старший Дмитрий ШИН сейчас учится в Москве.

На встрече с населением Медеуского района Ерболат Досаев сообщил: финансовые обязательства погибшей в “Тау-Самале” семьи будут закрыты.

- Акиматом будет оказана вся необходимая помощь по организации погребения и проведения поминальных мероприятий. Старшему сыну этой семьи - Дмитрию Шину, который учится за рубежом, будет оказана финансовая поддержка с его обучением, а также содействие в решении финансовых обязательств его родителей, - пообещал аким.

Страхи и ожидания

Помимо спасателей, сотрудников “Казселезащиты” и акимата на место ЧП в “Тау-Самал” прибыла и группа психологов, чтобы оказать помощь местному населению.

- К нам обращались жители микрорайона. Они были напуганы, шокированы, потеряны. Боялись, что произойдет еще одна катастрофа. У некоторых были панические атаки, тревожность, безысходность, учащенное серд­цебиение. Люди чувствовали себя словно потерянные животные… - поделилась с нами сложившейся ситуацией психолог Алия ШАРИПОВА

- В подобных случаях мы призываем людей найти в себе внутренний ресурс, не думать о том, что произошло, а думать о том, что происходит здесь и сейчас, о детях, продолжать делать свои обыденные дела.

Комиссия в составе специалистов ДЧС, “Казселезащиты”, сотрудников городского акимата заверила, что опасности в виде повторной оплывины для жителей близлежащих домов нет.

Однако жители микрорайона думают иначе.

Байбаха БЕЛЯЛОВ живет в этом районе уже 30 лет. Ранним утром в четверг он провожал внучку на тренировку. Спускаясь вниз по улице Олимпийской, увидел накрытый земляной массой дом. “Тут невозможно было выжить”, - мелькнуло у него в голове. Так и вышло.

Байбаха БЕЛЯЛОВ

- Раньше в этих местах были яблоневые сады и дачные участки, как вот у меня. Активное строительство началось при акиме ХРАПУНОВЕ, - вспоминает пенсионер. - Тут появились даже четырехэтажные коттеджи. Как можно строить на склоне, который 45 градусов?!

В свое время Белялов занимался промышленным строительством - возводил ТЭЦ и ГРЭС. А потому знает: здесь, в предгорьях, игнорируют все строительные нормы и правила.

- Если человек продал душу деньгам, то о последствиях он не задумывается, подписывает бумаги-разрешения и выдает тех­условия… Строят дома, но не развивают инфраструктуру: дороги здесь не предусмотрены для такого потока машин. Арыки начали делать и бросили. Отмыли бабки - и все. За такой бардак нас уже посадили бы в советское время! Поэтому трагедии еще будут, - утверждает Белялов. - А мне здесь жить не страшно: хоть мой дом еще выше, но он расположен на плоскости и крепкий.

Причины оплывины

Специалисты пока называют несколько возможных причин схода грунта, и все они - дело рук человека, а не стихийного характера.

Одна из предварительных причин - переувлажнение грунта по причинам техногенного характера. “Казселезащита” предполагает, что всему виной подземная водопроводная труба, построенная хозяйственным способом жителями верхней линии домов.

Среди возможных версий ЧП и неправильно установленная труба ливневой канализации жителями опять же верхней линии домов. А еще - септики, с которых жидкость стекает в горный обрыв.

К слову, обыватели назвали сошедший грязевой поток ополз­нем, хотя спасатели определили его именно как оплывину. Чем же они отличаются? Размером. По словам руководителя водолазно-спасательного отделения РОСО Андрея БЫБЧЕНКО, оплывина - это сход поверхностного слоя земли, обычно до метра глубиной, который обладает грязеподобной структурой.

Аким Медеуского района Алматы Еркебулан ОРАЗАЛИН признает, что подключение частного сектора к коммуникациям в микрорайоне “Тау Самал” хаотичное и, как следствие, небезопас­ное. А многие разводящие сети в частном секторе не соответствуют стандартам.

Управление полиции района возбудило уголовное дело по факту трагедии. Кого будут привлекать к ответственности и наказывать, пока неизвестно.

Последствия и их решения

Общественница и активистка Василиса КУАНЫШЕВА тоже живет на Каменском плато. Она начала бить тревогу еще три года назад.

- Мы поднимали вопрос образования оползней в наших районах. Таких заселенных участков, как тот, в котором сошла оплывина, в Алматы очень много, - говорит Куанышева. - Люди на свой страх и риск, не понимая, насколько это опасно, подрезают склоны, проводят водопроводы, копают септики, незаконно врезаются в канализацию... Недавно в Алматы было землетрясение, и, возможно, труба повредилась. В этом году в горах снежная зима, грунт увлажненный, еще и этот порыв водопровода…

По словам общественницы, верх­ние коттеджи утяжеляют склоны. А это чревато для тех домов, которые были построены еще в советское время снизу. Как тот, который в ночь на четверг накрыла оплывина.

- Наше Каменское плато с крутыми склонами - это красная оползнеопасная зона. Никакие тяжелые строения тут быть не должны! Но понастроили дома и кричат, что им нужна вода, - возмутилась Куанышева. - Естественно, тянут водопроводы, и тоже как попало. Никакого учета нет! У нас есть документ от “Алматы су”, где сказано, что за последние три года они никому не выдавали тех­условия, не согласовывали их! А между тем за это время появилось очень много объектов, в том числе и много­квартирных жилых комплексов. И каким-то образом им потом узаконивают архитектурно-планировочные задания (АПЗ). А без техусловий никто никакого АПЗ не дает.

Застройщики пошли еще дальше: они получают разрешение на строительство ИЖС на крутых склонах, а вместо них потом строят многоквартирные человейники. Незаконно врезаются в чужую канализацию. Строят на склонах без их укрепления.

- Здесь неспроста были яблоневые сады. Деревья держали своими корнями склон от образования оползней. Ученые говорят, что даже во время обильного снегопада и дождей весной деревья не всегда могут сдержать стихию, потому что все зависит от угла склона. Хотя у нас вот уже второй год действует закон маслихата, что нельзя строить в предгорьях, где уклон больше 15 градусов, люди и тут нашли лазейку: срезают склон, приглашают частных специалистов и те за деньги дают им справку, что уклона нет! - негодует активистка.

- Мы просим объявить мораторий на застройку в предгорьях, проверить все склоны. Это, конечно же, очень большая работа. Но если ее не провести, то катастрофы и трагедии будут продолжаться!

Куанышева уверена: такое разнузданное бесконтрольное строительство началось после того, как в 2016 году отменили госприемку построенных зданий.

Кстати, наша собеседница спросила про лазейку со строительством в горах и про аудит участков на склонах акима Досаева на его встрече с населением Медеуского района.

- Поручение президента по обеспечению сейсмобезопасности региона будет поддержано парламентом, и мы окончательно закроем эту лазейку, из-за которой продолжается строительство, - ответил градоначальник.

- Вопросы градостроительного контроля, связанные с верхней частью города и предгорьями, уже решаются, - продолжил он. - И работа идет не только по стройкам текущего характера. В рамках генплана и корректировки плана детальной планировки перевели все эти зоны в тип рекреационных, то есть там запрещено строить.

- Я уже знаю, что многие владельцы подают ответные исковые заявления, будем двигаться в правовом поле. На особый контроль возьмем, - подчеркнул аким.

Но прямой аудит, по его словам, сделать не получится.

- Мы сейчас проводим дополнительную геологию склонов. Вы знаете, что вокруг Алматы земля суглинистая - первого и второго типа. На таких местах нельзя строить, земля оседает. Плюс ко всему идет активная хозяйственная деятельность, отсутствие единой канализационной сети, септики подсаживают горы.

Стройки заморожены, управление градостроительного контроля будет заниматься этим. Сейчас мы пересматриваем сейсмо­аудит, управление городского планирования и урбанистики Алматы и разработчики генплана внесут соответствующие предложения по карте опасных зон, - пообещал градоначальник.

Только цифры

- По данным МЧС, в прошлом году было зарегистрировано 7 оползневых и 11 селевых явлений, один случай схода оплывины в Алматинской области. Погибших и пострадавших не было.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Андрея ХАЛИНА и ДЧС РК, Алматы

Поделиться
Класснуть