Чем жёстче, тем лучше?
Мажилис готов ужесточить наказание за бытовое насилие и преступления в отношении детей. Профильные ведомства в целом согласны, но есть некоторые расхождения по уровню кары.
Депутаты обсудили новые поправки в законы, обеспечивающие права женщин и детей. Предлагается давать пожизненный срок за педофилию и убийство детей, а также ужесточить ответственность за нанесение легкого, среднего, тяжкого вреда здоровью и истязание.
Казалось бы, только в июле вступили в силу поправки в Административный кодекс, ужесточающие ответственность для домашних тиранов, однако берега в их потоке пока не видно.
Согласно данным уполномоченного по правам ребенка в Казахстане Динары ЗАКИЕВОЙ, в прошлом году поступило 99 тысяч заявлений, связанных с домашним насилием. Совершено 2452 преступления против детей, 69 женщин, семь детей погибли в результате домашнего насилия.
Правозащитники считают, что пока закон недостаточно превентивен.
- Сейчас Министерство труда и социальной защиты разрабатывает специальное приложение для участковых, которые смогут с места заполнять информацию о том, в какой помощи нуждается семья, и, соответственно, информировать уполномоченные органы, - отметила Закиева. - В этом законопроекте мы как раз определяем уполномоченный орган в сфере медико-социального учета, потому что именно эта норма позволит ресоциализировать и помочь тем семьям, которые стоят на учете органов внутренних дел как неблагополучные. Важно предусмотреть возможность размещения лиц с признаками бытового насилия в данных центрах, потому что из аула ехать в областной кризисный центр очень далеко и трудно. А во-вторых, там принимают только жертв бытового насилия, когда уже засвидетельствованы побои. Если жертва убежала до того, как ее успели в очередной раз побить, то ее в кризисный центр не примут.
Главной целью законопроекта является ужесточение уголовной ответственности - от 3 до 5 лет лишения свободы за нанесение тяжкого вреда здоровью. Также в новом законе депутаты планируют ввести пожизненное лишение свободы за убийство малолетнего либо педофилию.
Депутат Елнур БЕЙСЕНБАЕВ заметил, что ужесточение наказания за педофилию уже предлагалось, но правительство эту поправку не приняло. Речь шла о хирургической, а не химической кастрации для педофилов.
- Они мотивируют тем, что это противоречит конвенции по правам человека, - заявил мажилисмен. - Эти доводы не имеют четкой аргументации. Мы не говорим, что нужно кастрацию применять ко всем педофилам. Мы даем суду выбирать: если акт педофилии был совершен с особой жестокостью, то данную кастрацию нужно делать, потому что, когда такой осужденный выйдет на свободу, он не совершит преступление снова. Наше правительство показывает свою бесхребетность.
Отвечать на это пришлось заместителю министра внутренних дел Игорю ЛЕПЕХЕ.
- Сказать, что МВД категорически против, я не могу, - как мог, смягчил он. - Потому что мы как карательный орган поддерживаем любые начинания, направленные на ужесточение.
Владислав ШПАКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана