СИЗО - это вам не зона отдыха
В минувшую субботу в следственный изолятор Алматы прибыла специальная комиссия из руководителей департамента УИС, представителей управления по надзору за исполнением приговоров городской прокуратуры и правозащитников. В СИЗО искали коммерческие VIP-камеры. О том, что администрация учреждения №72 предоставляет платные услуги, появилась информация в соцсетях.
В 7.30 начались обыски в камерах. Процессом руководил исполняющий обязанности начальника ДУИС Асет ДЖУМАДИЕВ. Спецконтингент по очереди выводили в коридор, а в камерах проверяли все - от личных вещей и продуктов питания до потайных мест, где подследственные прячут запрещенные предметы.
Все сидельцы на стандартный вопрос, имеются ли жалобы и заявления, коротко отвечали: “нет”.
После обысков я прямо спросил у администрации про коммерческие услуги.
- Кому-то сильно хочется, чтобы такие камеры появились. Но это невозможно, и вот почему: в следственном изоляторе установлено 1050 камер видеонаблюдения. Зайдем в ситуационный центр, сами увидите, - распахнул туда дверь Асет Джумадиев.
Три стены кабинета занимают мониторы, за ширмой сидит сотрудница. Она следит за камерами в женском отделении. Мобильную связь здесь глушат. Действительно, мой телефон поймал антенну только за 200 метров от ворот в СИЗО. Занести за деньги сотку, алкоголь, наркотики стало нереально: всех посетителей, включая сотрудников изолятора, пропускают только через рентген-аппарат.
- Асет Серикович, родственники заключенных жалуются на питание и носят в СИЗО большие баулы с продуктами. У вас совсем скудный паек для сидельцев?
- Питание хорошее, отдельные нормы для больных и диетчиков. Я с одним родителем говорил на эту тему: его сын просил привезти фастфуд. Да, бургеры и куриные крылья здесь не готовят. Пригласили отца внутрь и показали, чем кормят спецконтингент. Он сам попробовал все блюда обеденного меню и остался доволен, - ответил подполковник Джумадиев.
Ближе к обеду обыск завершили. Изъяли четыре самодельные заточки, три колоды самодельных игральных карт. По словам сотрудников администрации, запрещенные предметы в СИЗО стали большой редкостью, чего не скажешь о колониях: там их при каждом обыске изымают десятками.
- Коммерческие камеры - это не только коррупционные схемы. Самое важное - это нарушение прав человека. Мы постоянно мониторим учреждения пенитенциарной системы, чтобы для всех арестованных и осужденных были равные условия содержания. Перед законом и судом все равны, - считает правозащитник Ардак ЖАНАБИЛОВА.
Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы