Операция “Фальсификация”
В редакцию нашей газеты обратился старший следователь управления полиции Карасайского района Алматинской области Рустам ИСА (на снимке). Офицер уверяет, что стал жертвой следствия, а подставили его борцы с коррупцией. Те самые, против которых комитетчики расследуют уголовное дело по факту фальсификации доказательств (см. “Оперативники КНБ изобличили сотрудников управления собственной безопасности МВД”, “Время” от 21.7.2023 г.).
Несколько оперативников УСБ ДП Алматинской области взяли в разработку дознавателя Илийского РУП Лауру ОРАЛБАЕВУ. Провели серию оперативных комбинаций, собрали необходимые, по их мнению, вещественные доказательства, и следственный маховик начал раскручиваться на полную мощь. Женщину закрыли в Карасайское РУП, а дело передали в следственный суд. Там мерой пресечения избрали домашний арест.
А в ходе следствия вдруг обнаружилось: в некоторых документах подпись Оралбаевой кто-то искусно подделал, и экспертиза это подтвердила. Вскоре суд признал добытые против нее доказательства недопустимыми - уголовное дело прекратили, дознавателя восстановили на работе. А вот на фальсификаторов из УСБ возбудили уголовное дело. Расследованием сейчас занимаются сотрудники спецслужбы.
- О фальсификации уголовного дела против Лауры я прочитал на сайте газеты “Время”. Те же сотрудники УСБ по сфальсифицированным документам возбудили против меня уголовное дело по взятке. А дело было так, - рассказывает майор полиции Иса. - Год назад мне поручили расследовать уголовное дело: местный житель Рамазан ЖИРЕНТАЕВ избил Артура ГИРИНГА, причинив ему тяжкий вред здоровью. Судебно-медицинская экспертиза этот диагноз подтвердила. Но довести до суда дело мне не дали - руководство поручило его прекратить. Как выяснилось, подозреваемый - родственник одного влиятельного генерала из МВД. Дела такой категории невозможно примирить, о чем я доложил руководству. Сверху началось давление.
По словам старшего следователя, это дело передали его коллеге, но и тот не стал идти против закона. Вскоре рядовое, казалось бы, уголовное дело забрали в областной департамент полиции. Но Иса не знает, расследуется ли оно или уже прекращено. Майор сам стал фигурантом уголовного дела. Отец подозреваемого написал жалобу в УСБ, что Рустам вымогает у него 300 тысяч тенге. Майора взяли в оперативную разработку: следственный суд Конаева санкционировал проведение негласного аудио- и видеоконтроля, которым занимался старший оперуполномоченный УСБ Сакен ИСЕНБАЕВ, начальник этого управления Асет КАРМЕНОВ дал согласие на эту разработку и уведомил областную прокуратуру.
Заявителю выдали под протокол 300 тысяч тенге, купюры сфотографировали, переписали номера. Иса был у экспертов в Алматы, когда ему позвонил отец подозреваемого. Приехав на встречу, он выждал момент и незаметно положил 100 тысяч тенге в сумку Рустама. Еще 200 тысяч следователю на банковское приложение, привязанное к его сотовому номеру, в два транша закинула адвокат Рамазана. Его отец отправил эту сумму на счет защитника.
- Заметив пополнение, отправленное с мобильника адвоката, я сразу отправил ей эти деньги. К тому времени я уже понимал, что мой отказ прекратить уголовное дело против Жирентаева вызвал гнев у генерала из МВД, и был готов к различным провокациям. На одном совещании в РУП на глазах почти 300 сотрудников на меня надели наручники. Сотрудники УСБ приехали в управление с бойцами спецназа, это была своего рода устрашающая акция, словно я не старший офицер полиции, а опэгэшник! - возмущается Рустам.
В распоряжении редакции имеется видео: несколько человек в штатском в окружении бойцов спецподразделения забегают в здание полиции и позже уже выводят Ису в наручниках.
Казалось бы, обычное задержание коррупционера в погонах. Но вскоре стали появляться весьма любопытные детали: подполковник Исенбаев вручил отцу Рамазана 100 тысяч тенге купюрами по 10 тысяч. В протоколе вручения денежных средств указаны номера. А вот в машине Исы изъяли почему-то совсем другие купюры: одну 20-тысячную, шесть - по 10 тысяч и четыре - по 5. Понятно, что и номера отличались от тех, что были выданы. Я спросил у майора об этих явных нестыковках, и вот что он ответил:
- Меня сразу привезли в кабинет УСБ и стали колоть. Врать не стану - не били. Но угрозы были и психологическое давление. Я много лет отдал следствию, сотни допросов провел, тяжкие преступления раскрывал, а тут сломался. Частично признал свою вину, и мне предложили сделку: из моей машины изымают 100 тысяч тенге, взамен арестовывать не будут. Я позвонил родственнику, тот привез в РУП деньги, а мой коллега открыл дверь машины и положил купюры. Вот почему вместо 10 десятитысячных купюр были изъяты по 20, 10 и 5 тысяч. Меня выпустили под подписку о невыезде, - говорит Рустам Иса.
Еще в одной копии официального бланка ДП Алматинской области речь идет о письме полковника Карменова к зампрокурора Алматы С. С. БАКИРОВУ с просьбой определить подследственность по уголовному делу за УСБ ДП области. Парадокс в том, что Саян Сабитович Бакиров работает заместителем прокурора Алматинской области. Другая нестыковка: специалист республиканской палаты судебных экспертов Минюста Алия БАЙГУЛ провела судебно-почерковедческое исследование постановления досудебного расследования против Исы, составленного сотрудниками областного УСБ. Выяснилось, что в этом документе подписи Асета Карменова и его зама Бауржана МИРАШЕВА - грубая подделка!
- Мы с адвокатом до сих пор не можем установить сотрудника полиции, подделавшего подписи руководителей, следователя и оперативника УСБ. Насколько мне известно, они признались, что не визировали это постановление: у меня немалый опыт, я сразу разглядел большую разницу между настоящими подписями Карменова, Мирашева и их подчиненных с подделанными. И это не единственная фальсификация. Но, несмотря на такие серьезные нарушения закона, мое дело умудрились передать в суд, - недоумевает Иса.
- Но председатель Илийского районного суда Ертаргын САДВАКАСОВ никак не может начать судебное заседание. Проблема в том, что прокурор дважды попросил судью перенести процесс. Причина - он не готов к судебным разбирательствам. Якобы он не слышал о фальсификациях по моему делу и попросил время во всем детально разобраться. Кстати, по моему заявлению против сотрудников УСБ прокуратура возбудила уголовное дело по пыткам. Так что занимавшиеся провокацией против Лауры и меня одни и те же борцы с коррупцией из ДП сами теперь ходят на допросы в КНБ и надзорный орган. Вот такая у нас борьба с коррупцией в полиции - гонка за показателями, - резюмировал Рустам Иса.
Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы