4114

Секреты кантара

На днях в Алматы без участия СМИ прошло совещание, связанное с судебным процессом по обвинению Армана ДЖУМАГЕЛЬДИЕВА (Дикий Арман) и его сподвижников в целом букете уголовных преступлений. Руководители судебной и уголовно-исполнительной системы, Генпрокуратуры обсуждали, в каком режиме провести главные судебные разбирательства.

Секреты кантара

Помимо прочего пристальное внимание было уделено личной безопасности свидетелей и 14 из 45 подсудимых - данные восьми из них были засекречены еще в ходе следствия. Ближе к вечеру четверга пресс-служба специализированного межрайонного суда по уголовным делам Алматы сообщила: в целях безопасности участников процесса рассмотрение уголовного дела в отношении Дикого Армана и других подсудимых переведено в закрытый режим.

Напомним, это громкое уголовное дело рассматривает судья специализированного межрайонного уголовного суда (СМУС) Асхат АШИРБЕКОВ. 21 сентября он объявил о завершении предварительного слушания. Еще до его начала свидетели и группа подсудимых, переведенных на домашний арест, написали коллективное заявление в прокуратуру Алматы. Судя по всему, эти люди дали признательные показания против основных фигурантов - Армана Джумагельдиева, Армана УСЕНОВА, Талгата МАХАТОВА, Руслана ИСКАКОВА и других. Их цель - обе­зопасить себя. Они сообщили, что им поступают серьезные угрозы от Дикого Армана.

Сначала судья принял решение не этапировать главных фигурантов в импровизированный зал заседаний, который разместили в алматинском СИЗО. В ответ сразу несколько защитников Джумагельдиева заявили отвод Асхату Аширбекову. Но его не удовлетворил председатель СМУС Мартпек КАКИМЖАНОВ.

“Десять потерпевших, один свидетель и один подсудимый по делу ходатайствовали перед судом о проведении процесса в закрытом формате. Они заявили об опасении за свою жизнь и безопасность своих семей и близких. Указанные ходатайства судом были удовлетворены”, - сообщила пресс-служба СМУС Алматы.

Но кроме вопросов личной безопасности имеются и другие, не менее весомые причины для проведения этого процесса в закрытом режиме. Например, показания полковника спецслужб Искакова о причастности тогдашнего первого зампреда КНБ Самата АБИША к попытке госпереворота. Об этом экс-начальник 5-го департамента КНБ заявлял еще в ходе следствия, но его показания сразу засекретили.

Кстати, на днях против генерал-лейтенанта Абиша в Генпрокуратуре возбудили уголовное дело. Пока неизвестно, что послужило поводом: признания Искакова или собственные разработки прокуроров, доказывающих причастность племянника Нурсултана НАЗАРБАЕВА к попытке госпереворота. Есть весьма любопытные показания и других фигурантов, где звучат фамилии и должности известных в стране высокопоставленных чиновников. К слову, на эти подробности тоже наложили гриф “Секретно”. Поэтому широкая общественность вряд ли когда-нибудь узнает, кто именно стоял за массовыми беспорядками в январе прошлого года.

Осужденные по кантарским событиям бывшие руководители КНБ Карим МАСИМОВ, Анвар САДЫКУЛОВ, Даулет ЕРГОЖИН, Марат ОСИПОВ и нескольких региональных департаментов спецслужб, как считают некоторые эксперты, были лишь исполнителями. Теперь уже бывшие начальники ДКНБ Алматы Нурлан МАЖИЛОВ, Алматинской области Сабит КУРМАНАЕВ, Кызылординской Аслан РАХИМОВ после вступления приговора в силу отбывают наказание в колонии для бывших сотрудников правоохранительных органов на востоке страны.

Что касается дела Джумагельдиева и Ко, судья Аширбеков приступит к главным разбирательствам 6 октября в закрытом режиме.

Тохнияз КУЧУКОВ, фото с сайта bizmedia.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть