Эхо Кантара: точка или запятая?
В четверг стартует предварительное слушание по кровавым событиям в январе 2022 года. Постановлением судьи специализированного межрайонного суда по уголовным делам Алматы Асхата АШИРБЕКОВА судебные разбирательства будут проходить в стенах алматинского следственного изолятора.
В городе нет других подходящих помещений. На скамье подсудимых 41 человек. 14 фигурантов еще во время следствия поместили под домашний арест, один фигурант буквально на днях заключил с прокурорами процессуальное соглашение о сотрудничестве и уже помещен в изолятор временного содержания ДП южной столицы. По данным следствия, в деле 24 потерпевших, один из которых погиб.
Кого и за какие преступления будут судить?
Арман ДЖУМАГЕЛЬДИЕВ, известный как Дикий Арман. По словам его защитников, будет настаивать на своей невиновности, якобы он никакой не организатор беспорядков, а, напротив, в январе прошлого года пытался остановить разбушевавшуюся толпу, задерживал нарушителей и мародеров.
По мнению одного из его адвокатов Олега ЧЕРНОВА, уголовное дело расследовалось необъективно, но оценку органам досудебного расследования уже даст судья.
- Что касается Армана Джумагельдиева, он надеется: дело будет рассматриваться судом присяжных, а процесс станет гласным, чтобы все могли увидеть и услышать, что ему вменяют и чем это доказывается, - говорит Олег Чернов.
Еще один фигурант - бывший нуротановец и депутат алматинского маслихата, предприниматель Кайрат КУДАЙБЕРГЕН. Он уверяет: вместе с Джумагельдиевым организовал сбор людей в гостинице “Казахстан”, чтобы противостоять погромам. Кроме того, призывал митингующих разойтись по домам, а пожелания и требования властям выразить мирной демонстрацией.
По словам его адвоката Бауржана БИБАТЫРОВА, имеется видео, где зафиксировано, как Кудайберген призывает толпу успокоиться и остановить мародерство.
- Мой подзащитный хотел помочь народу, но, к сожалению, его активная позиция была воспринята как преступление, - заявил адвокат на брифинге.
Бывший начальник 5-го департамента республиканского КНБ Руслан ИСКАКОВ тоже не признал вину. По данным следствия, полковник спецслужбы оказывал покровительство организованной преступной группировке Дикого Армана и принимал участие в организации массовых беспорядков, похищений, незаконного удержания людей. Уже после своего ареста Искаков распространил заявление о том, что готов дать показания против тогдашнего первого заместителя председателя КНБ Самата АБИША. Случилось это в те дни, когда вся верхушка спецслужбы была уже арестована, а генерал-лейтенанта Абиша просто уволили.
Искакова защищает Салимжан МУСИН, который уже заявил о своих претензиях к работе следственной группы.
- Моего подзащитного обвиняют в том, что он по указаниям неких должностных лиц действовал вместе с Джумагельдиевым. Но не ясно, кто эти лица. Они не установлены, что показывает некачественную работу, но представители Генпрокуратуры полностью убеждены в причастности наших подзащитных, - говорит Мусин. - Подсудимые пытались предотвратить беспорядки, а не организовать их. Во времена январских событий на улицах творился хаос, люди сами стали организовываться и защищаться.
Еще среди известных подсудимых - Талгат МАХАТОВ, экс-агент давно почившей в бозе финансовой полиции, Азамат ОСПАНОВ, президент Федерации стрельбы из традиционного лука, проходит по делу как участник массовых беспорядков и виновный в незаконном лишении свободы граждан. Спортсмену и фитнес-тренеру Азамату КОЖАЕВУ инкриминируют участие в массовых беспорядках, грабеж и незаконное лишение свободы человека. Свою вину он отрицает.
Каковы выводы следствия?
Арман Джумагельдиев обвинен в создании и руководстве преступной группой, бандитизме, создании устойчивой вооруженной группы, организации и участии в массовых беспорядках, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, разрушениями, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия и взрывных устройств, вооруженном сопротивлении представителю власти. Кроме того, в похищении человека преступной группой, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего, незаконном лишении свободы, вымогательстве в особо крупном размере, в незаконном хранении оружия и взрывчатых веществ.
Практически такие же обвинения предъявлены Кайрату Кудайбергену. Экс-начальнику “пятерки” к этому букету уголовных статей добавили 362-ю, часть 4, УК (“превышение власти или должностных полномочий с целью извлечения выгоды или преимущества для себя или других лиц”).
Талгату Махатову вменили четыре статьи Уголовного кодекса - от участия в массовых беспорядках в составе организованной преступной группировки до незаконного лишения свободы. Азамат Оспанов предан суду по двум статьям: “участие в массовых беспорядках” и “незаконное лишение свободы группой лиц по предварительному сговору”.
Большинство статей относится к категории тяжких и особо тяжких, по которым сроки начинаются от 10 лет. Как известно, в случае обвинительного приговора все перечисленные подсудимые под амнистию не подпадают.
Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы