Одурманенные газом
Сон на посту стоил жизни одному полицейскому и увольнения - другому
Нашему корреспонденту стали известны подробности смерти сотрудника полиции в служебном авто на трассе Усть-Каменогорск - Алматы. Его, уже мертвого, нашли в довольно странном положении - он наполовину вывалился из машины, а голова была зажата между дверью и аркой кузова. Поскольку последним, кто видел живым полицейского, был напарник, его обвинили в убийстве, но расследование приняло неожиданный оборот.
Непонятное происшествие случилось в октябре прошлого года на 22-м километре автодороги на территории Уланского района. Чаты автомобилистов облетели страшные кадры с места трагедии. Судя по травмам на теле погибшего полицейского, автомобиль какое-то время ехал с открытой дверью с пассажирской стороны и несчастного волочило по асфальту.
В департаменте полиции Восточно-Казахстанской области, как водится, сослались на тайну следствия и довольно скупо прокомментировали произошедшее, породив этим массу слухов и домыслов. К примеру, некоторые пользователи соцсетей предположили, что полицейские находились в состоянии какого-либо опьянения, то есть были невменяемые. Иначе, дескать, как объяснить, что один выпал из машины, а второй этого не видел и спокойно рулил? Или страж порядка расправился со своим коллегой по какой-то причине. Но, опять же, почему на трассе, где оживленное движение и может быть куча свидетелей?
***
Вечером 9 октября патрульные Раджан КАИРБЕКОВ и Тимур ЖАКИЖАНОВ заступили на дежурство. Они должны были патрулировать участок республиканской трассы Усть-Каменогорск - Алматы. Спустя какое-то время автомобиль сломался, и полицейские пересели в другую машину. Как оказалось, на свою беду.
Около часа ночи напарники сошли с маршрута, заехали в лесополосу и улеглись спать на передних сиденьях авто, периодически заводя двигатель и включая печь.
Примерно в половине седьмого утра 10 октября Каирбеков, будучи за рулем, поехал в сторону трассы. Проехав порядка пяти километров, он остановил машину и увидел Жакижанова висевшим между аркой кузова и дверями без признаков жизни.
14 октября после служебного расследования Каирбекова уволили из полиции. Сначала в отношении него возбудили дело по части 3 статьи 345 Уголовного кодекса “нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности смерть человека”, а потом переквалифицировали на статью 99 “убийство”. Однако вскоре дело прекратили за отсутствием состава преступления.
“Гибель инспектора полиции Жакижанова и неадекватное поведение Каирбекова обусловлены сильным отравлением обоих угарным газом, попадавшим в салон автомобиля из-за неисправной системы отвода выхлопных газов”, - говорится в материалах дела.
А смерть 31-летнего мужчины, собственно, наступила в результате тупой травмы шеи и шейного отдела позвоночника.
***
Так сколько же они спали, чтобы получить такое отравление? По словам Каирбекова, который потом пытался оспорить приказ об увольнении, на отдых они отправились с разрешения дежурного, который их отпустил на час, чтобы они перекусили. При этом они сняли свои нагрудные видеорегистраторы, накрыли форменной кепкой стационарную камеру АПК “Циклоп”, находившуюся в салоне авто, и спали явно больше часа, не исполняя своих обязанностей по патрулированию.
Суды обеих инстанций не нашли оснований для восстановления Раджана Каирбекова на работе, поскольку он совершил дисциплинарный проступок. Старлей настаивал: угарный газ шел в салон, поэтому они не могли проснуться… И, наверное, справедливо заметил: будь у них исправный автомобиль, ничего бы не случилось.
Ничего бы не произошло и в том случае, если бы полицейские выполнили свои обязанности по патрулированию. Следственный эксперимент показал, что во время движения авто концентрация выхлопных газов в салоне незначительная.
***
К слову, недавно назначенный аким Восточно-Казахстанской области Ермек КОШЕРБАЕВ заявил, что необходимо проверить все здания, оборудование и транспорт, предназначенные для сотрудников правоохранительных органов, во всех городах и районах, чтобы выяснить, чего не хватает и что нужно сделать. Получается, нет самого элементарного - техники. А может, надлежащего контроля за техническим состоянием служебных автомобилей.
Елена СУПРУНОВА, Усть-Каменогорск