3012

Капкан для двоих

Алматинец Алексей ГЛАДКИХ словно побывал в давно забытых 90-х: здесь и разборки по понятиям, и избиение до переломов костей, и выстрелы в упор... Дальше - больничная койка и бесполезные попытки сдвинуть следствие с мертвой точки. Только вместо братков в этой истории участвуют успешные бизнесмены с влиятельными связями и адвокатами.

Капкан для двоих
Коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА.

За два месяца в этом уголовном деле сменились уже три следователя. Жалобы потерпевших изучили в следственном департаменте МВД и спустили в ДП Алматы конкретные указания. Прокурор района тоже дал свои письменные поручения следователю. При таком тотальном контроле все подозреваемые уже должны были бы ходить на допросы как на работу. Но не тут-то было.

Три года назад судьба свела Гладких с неким Алексеем ДЕМЧЕНКО, который искал специалистов по строительству бассейнов. Гладких с партнером по бизнесу Александром НЕСТЕРЕНКО не просто строят бассейны, но и дают трехлетнюю гарантию. Стороны заключили договор, и два бассейна были построены у Демченко - один во дворе, второй в доме. Полный расчет, благодарность за качество, и знакомство продолжилось.

- В прошлом году Алексей позвонил с просьбой построить бюджетный бассейн на его даче. Мы свою работу выполнили, но договор не заключали, - рассказывает Гладких. - Я предложил оформить все как положено, однако Демченко сказал: мол, вы нормальные парни, не первый год знакомы, сомнений в добропорядочности нет. Но этой весной начались претензии не по адресу. Когда заливали подушку под бассейн, Демченко привез своих знакомых строителей, мы вели лишь технический надзор. Проще говоря, показали строителям, как и что нужно сделать для правильной заливки. А Демченко стал вдруг предъявлять нам, что мы не следили за строителями. Но это работа прораба, а не технадзора. И не наша вина, что его строители оказались неспециалистами. Понятно, человек понес новые затраты, подушку для бассейна пришлось заливать заново. Вместо строителей претензии он стал высказывать нам.

Алексей ГЛАДКИХ.

В общем, Алексей Гладких отказался сотрудничать с Демченко.

- Алексей неожиданно стал угрожать расправой и недвусмысленно намекнул: дескать, напрасно вы так себя ведете. Демченко надо уважать. Иначе кровью можно захлебнуться. После таких угроз я перестал отвечать на звонки Демченко, - продолжает Гладких. - Мы с 2007 года обслуживаем бассейны Службы государственной охраны, других серьезных структур. Никаких претензий не было, тем более по понятиям. Появились другие проекты, история с угрозами Демченко стала забываться. И тут Александру поступил заказ на строительство бассейна в частном доме Виталия СВАТКО.

31 мая этого года Нестеренко приехал даже раньше хозяина дома и заметил припаркованный неподалеку “мерседес” с тремя парнями в салоне. Когда Гладких зашел в дом, Сватко показывал Нестеренко, где именно он хочет построить бассейн. Вдруг во дворе появился Демченко и с ним двое бородачей.

- Александр сказал Демченко: “Алексей, зачем нужно было устраивать такой цирк?”. К Нестеренко подбежал один из бородачей и со словами “Ты нас клоунами называешь?” выстрелил ему в ногу из травмата. Александр упал, второй бородач схватил меня и пригрозил: “Дернешься - убью”. Я застыл в шоке, а он с пистолетом сначала несколько раз пнул Нестеренко по голове и груди, а после выстрелил ему в лоб. Но Саша успел отвернуться, пуля пролетела в сантиметрах, - вспоминает детали Гладких.

Александр НЕСТЕРЕНКО.

Он попытался успокоить агрессоров, однако они вошли в раж: по словам Гладких, бородач приставил пистолет к глазу стонавшего Александра и нажал на курок. Осечка. Перезарядив оружие, нажал еще раз. Выстрела не последовало.

- В это время Демченко говорит мне: “Ты знаешь вообще, что это за ребята? Они вас без проблем загасят. Еще не раз пожалеете, что со мной связались. Инвалидов из вас сделаю”. По работе никаких претензий нет, только понятия “уважаешь-не уважаешь”. Демченко, насколько я знаю, бизнесмен, а не бандит. Когда Саша стал терять сознание, я подхватил его и повел к воротам. Не знаю, почему, но Сватко открыл их. Когда выходили, кто-то произнес вслед: “Не вздумайте ментов вызывать. Вы что, терпилы?”. На улице я сразу позвонил в полицию, и минут через пять приехало несколько машин. Но к тому времени Демченко уехал на машине Сватко, бородачи ретировались на “мерседесе”, - рассказал Гладких.

Алексей говорит, что пока его везли в полицейское управление, а Нестеренко в больницу, Гладких позвонил Виталий и предложил замять “недоразумение”. Следом на связь вышел Демченко с аналогичным предложением. Гладких уже давал показания, когда Нестеренко привезли в РУП - пулю врачи извлекли и передали следователю. В это время у КПП стоял Сватко со своим адвокатом.

По словам Гладких, следователь честно признался, что у него большие проблемы с грамматикой, и предложил потерпевшим самим провести работу над ошибками. Но Нестеренко становилось все хуже (о сломанных ребрах он узнал лишь на следующий день, когда с ухудшением состояния его положили в больницу), и исправлять ошибки следователя они не стали. Лишь внесли корректировки в фабулу дела.

Были назначены очные ставки, однако следственные мероприятия никак провести не удавалось: то адвокат Демченко приболел, то защитник Сватко ушел на больничный. Но обидчики Гладких и Нестеренко стали активными. Сначала Алексею позвонил его одноклассник и предложил встретиться, чтобы уладить дело.

Потом некие люди, как утверждает Гладких, вышли на адвокатов потерпевших с конкретным предложением: миллион тенге за встречное заявление. Получив отказ, подняли цену до пяти тысяч долларов. В салоне красоты, где стрижется супруга Нестеренко, появился мужчина явно криминальной внешности и, показав фото Александра, спросил у мастера, знает ли она этого мужчину и его адрес.

-Следователь не отвечает на звонки, сообщения тоже игнорирует. Возбудили дело по самоуправству, по пистолету вообще никаких движений. Бородачей тоже никто не ищет. Следствие начинается, когда прокуратура района реагирует на наши жалобы. А потом опять буксует. Мы реально чудом выжили, нас явно хотели если не убить, то покалечить. До сих пор шок, когда вспоминаем. Я семью вывез из страны, страшно за их жизни. И за свою опасаюсь. Но надо зарабатывать, а главное, чтобы Демченко и Сватко с их подельниками ответили за содеянное по закону, - считает Алексей Гладких.

Он показал несколько ответов из прокуратуры и МВД. После таких поручений оперативники, образно говоря, за сутки город перевернут, но преступников приведут в кабинет следователя. Тем более ход следствия взят на контроль прокурором Турксибского района, об этом деле знают и в двух департаментах МВД - следственном и криминальной полиции.

В письме МВД указаны телефоны замначальника ДП Алматы Кайрата НУРМАГАМБЕТОВА и начальника следственного управления Данияра МЕНДЕБАЕВА и приписка: можете по всем вопросам, связанным с уголовным делом, обращаться к ним. Но, как уверяет Гладких, даже до рядового следователя с трудом дозванивается. И то чаще всего через своего адвоката. А до такого уровня начальников с большими погонами вовсе не достучаться, считает он.

Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть