Дорожные сборы - доходное дело
В Восточном Казахстане к разрушению и без того неидеальных дорог оказался причастен руководитель инспекции транспортного контроля Болат НУРАЛИЕВ. Это с его подачи, по данным суда, фуры беспрепятственно курсировали с перегрузом, а сам чиновник получал от этого прибыль.
В Казахстане законодательно установлена допустимая масса транспортных средств. В период весенних и летних ограничений, которые вводятся для сохранности дорог после зимы, допустимая масса становится меньше. В областном филиале Национального центра качества и дорожных активов объясняют: ограничения вводятся потому, что трассы по типу покрытия относятся к северным и больше предназначены выдерживать низкие температуры, чем высокие.
Между тем движение грузовиков с превышением массы допускается в случае получения спецразрешения и уплаты соответствующих сборов в бюджет. Эти суммы, как правило, миллионные.
В 2021-2022 годах фуры регулярно ездили с перегрузом по одному из протяженных маршрутов, а казна недополучила больше 65 миллионов тенге в виде сборов. А оказался к этому причастен, по данным следствия и суда первой инстанции, никто иной как начальник транспортной инспекции Болат Нуралиев. Его перевели в Восточный Казахстан с аналогичной должности из Мангистауской области.
На новом месте чиновник вдруг решил завуалированно совместить госслужбу с грузоперевозками. Возможно, взял пример со своего бывшего коллеги Нурлана РАИМХАНОВА, который в прежние годы занимал руководящие должности в инспекциях транспортного контроля в нескольких регионах, а потом стал директором ТОО, занимающегося грузоперевозками на территории Восточно-Казахстанской области. В том числе перевозкой руды с месторождения “Южное Ашалы” до фабрики, которая находится в поселке Белоусовка неподалеку от Усть-Каменогорска.
К делу Нуралиев подключил своего земляка Асета ТУРАКБАЕВА, который зарегистрировал ТОО “Real TransLine”. А затем предложил Раимханову заключить с этим товариществом договор субподряда по тарифу, который на 2 тенге был выше, чем такса с другими субподрячиками - 26,88 тенге за тонну/километр. А расстояние, к слову, немаленькое - 216 километров.
Для получения большей выгоды фуры, что называется, загружали под завязку, но никто об этом знать не знал. Водители, перевозившие руду, говорили, что перед отправкой с рудника вес транспортных средств не проверяли. Бывший начальник рудника в суде подтвердил, что с октября 2021 по март 2022 года на предприятии весовое оборудование отсутствовало. Вес груза определялся примерно - по количеству ковшей экскаватора…
На дорогах большегрузы с подачи Нуралиева тоже не останавливали: чиновник заранее предупреждал о том, когда транспортная инспекция будет проводить рейды на дорогах или где дежурит передвижной пост. Как посчитали в суде, этому есть доказательства: в указанный период ни одну машину ТОО “Real TransLine” не остановили и не проверили, тогда как в материалах дела имеются протоколы, составленные инспекцией в отношении других перевозчиков.
Суд признал Болата Нуралиева виновным в злоупотреблении должностными полномочиями и незаконном участии в предпринимательской деятельности, Туракбаева - в пособничестве чиновнику. Мужчины отделались ограничением свободы. Был еще один фигурант, но на момент судебного разбирательства он находился в розыске. Осужденные в солидарном порядке должны возместить государству больше 65 миллионов тенге.
Уголовное дело поступило на рассмотрение Восточно-Казахстанского облсуда. Поскольку ни Нуралиев, ни Туракбаев не признали себя виновными и просили их оправдать, вероятно, что апелляционная жалоба поступила с их стороны.
Елена СУПРУНОВА, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Усть-Каменогорск