3301

“Шествие” покажет

Уже год находится под стражей бывший министр культуры и спорта, он же экс-директор Национального музея Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ. Его обвиняют в коррупционном преступлении. В деле фигурирует один из национальных символов, а еще во всей этой истории ощущается некая недосказанность.

“Шествие” покажет

Арестовали Мухамедиулы 16 мая прошлого года. Как тогда сообщили в антикоррупционной службе, главу Нацмузея подозревали в хищении 146 миллионов тенге при реализации проекта международной выставки “Шествие Золотого человека по музеям мира” в 2020 году. К сегодняшнему дню эта сумма увеличилась до 221 миллиона. Причем обе суммы выведены на основании заключения аудиторской компании ТОО “Даму”.

Однако сама выставка, о которой идет речь, обошлась государству в 350 миллионов тенге. И проходила она только в одном городе - Нью-Дели. Тут надо заметить, что история с этой выставкой вообще получается не очень внятная. В 2020 году, когда Национальным музеем руководил Мухамедиулы, на “Шествие Золотого человека” планировалось потратить 1,3 миллиарда. Выставка должна была пройти в США, Германии, Италии, Индонезии и Литве. Но все эти страны от затеи в итоге отказались, зато была достигнута договоренность с Национальным музеем Индии. Там “Золотого человека” планировалось демонстрировать с 18 марта по 18 апреля. И 26 февраля экспонаты отправились в Нью-Дели. Открытие прошло, как говорится, в торжественной обстановке, с участием официальных лиц, но 22 марта выставка вернулась в Казахстан.

И вот теперь каждый из этих фактов звучит как обвинение. И то, что выставка не состоялась там, где предполагалась изначально. И то, что она почему-то состоялась только в Индии. И то, что длилась всего три дня.

В ходе первых судебных заседаний по делу Мухамедиулы выяснилось, что “Шествие” было отменено в запланированных странах по инициативе принимающих сторон - ввиду надвигающейся пандемии коронавируса. Далее, по свидетельству возглавлявшей тогда Минкультуры Актоты РАИМКУЛОВОЙ, в плане “Шествия” на 2020-й Индии не было. Однако в вещественных доказательствах и материалах дела имеется план соответствующей бюджетной заявки за 2018 год, где Индия все же фигурирует.

Наконец, столь скоропостижно выставка в Нью-Дели была прекращена во исполнение указа президента от 15 марта 2020 года “О введении на территории республики чрезвычайного положения в связи с коронавирусной инфекцией”. Письмо с соответствующим распоряжением подписал и. о. министра культуры и спорта Нуркиса ДАУЕШОВ (Раимкулова тогда была на больничном).

- Я вернул Золотого человека из Индии в Казахстан в целости и сохранности, - заявил обвиняемый на первом же судебном заседании. - Благодаря своевременности указа президента Казахстана и при участии посольства Казахстана в Индии, МИД РК мы смогли в последний день перед введением локдауна в стране, то есть 22 марта 2020 года, доставить Золотого человека дипломатическим путем в Казахстан.

Отрицая все обвинения, Мухамедиулы сказал, что “суд рассматривает дело, где человека обвиняют за беспрекословное исполнение закона”.

С самим фактом хищения тоже не все понятно. Собственно, сторона защиты утверждает, что его нет. Нет и признаков состава преступления - фигурант дела никаких денег не присваивал и даже не растрачивал. Вместе с тем, по утверждению стороны обвинения, средства на индийскую выставку в бюджет возвращены не были…

Складывается впечатление, что пока ни у одной, ни у другой стороны свести все эти обстоятельства воедино не получается. Стал ли коронавирус препятствием для масштабного плана хищения бюджетных средств, выделенных на “Шествие Золотого человека по музеям мира”, или же поводом для него? Был ли такой план вообще? Использовал ли глава Нацмузея для выставки запасной аэродром в виде Индии, когда она сорвалась в других странах, или же протащил ее в личных целях? Но если второе, то где доказательства? И наконец, если выставка в тех условиях продолжалась всего три дня, это провал мероприятия или следование служебной инструкции?

Тут, конечно, каждый вопрос можно соотнести чуть ли не с любой госпрограммой. Поэтому-то интересно, как это дело будет развиваться и чем закончится. И еще: если бы мы оставили в далекой Индии, где бушевал коронавирус и где ограничения были сняты только в конце 2021 года, то есть почти два года, то мы потеряли бы Золотого человека не только для Казахстана, но и для мировой истории.

Владислав ШПАКОВ, Астана

Поделиться
Класснуть