Спасибо адвокату и... прокурору!
Защитник бывшего главы Минкультуры и экс-директора Национального музея Арыстанбека МУХАМЕДИУЛЫ требует вернуть его жене 111 миллионов тенге. Якобы следствие обмануло женщину бывшего высокопоставленного чиновника.
В Астане вторую неделю идет судебный процесс по уголовному делу в отношении Мухамедиулы. Его обвиняют в хищении бюджетных денег в рамках госзакупок по проведению международной выставки “Шествие Золотого человека по музеям мира”. Это произошло в период его руководства Нацмузеем в столице.
В понедельник на заседании защита потребовала исключить из материалов уголовного дела заключения аудиторской компании. Адвокат подсудимого заявил, что следствие не знало, как обосновать разницу в 111 миллионов тенге, которая образовалась из-за двух разных сумм в аудиторских заключениях.
- Исходя из противоречивой информации, органы расследования, оказавшись в тупиковой ситуации, прибегнув к обману и с целью добычи хотя бы косвенных доказательств причастности Мухамедиулы к преступлению, следователь ТАЖИБАЕВ уговорил супругу Мухамедиулы ИСКАКОВУ внести на расчетный счет управления госдоходов Есильского района Астаны 111 миллионов 271 тысячу 300 тенге. Это делалось под видом якобы внесенных следственно арестованным Мухамедиулы для возмещения причиненного им материального ущерба государству. Сидя в тюрьме, он вносит! - саркастически произнес защитник. - В последующем Искакова, осознав факт обмана со стороны следователя, обратилась в комитет госдоходов Минфина с заявлением о возврате своих денег как необоснованно переведенных ею.
Он добавил, что в ответе на запрос комитета госдоходов о правомерности зачисления этих денег антикоррупционный департамент Астаны сообщил, что внесение Искаковой этой суммы произведено добровольно и не является ошибочным. И оснований для возврата внесенных денег нет.
- В связи с вышеизложенным прошу суд разрешить судьбу 111 миллионов 271 тысячи 300 тенге, принадлежащих на праве личной собственности супруге обвиняемого Мухамедиулы! Либо признать их совместной общей собственностью супругов, нажитых в период брака, с определением доли Мухамедиулы, либо вынести постановление о в озврате в полном объеме ввиду завладения ими органами расследования путем введения участников процесса в заблуждение, так как в тексте обвинительного акта об этой сумме денег не сказано ни одного слова и об их происхождении и предназначении тоже ничего не говорится! - высказал адвокат.
Кроме того, на процессе и Мухамедиулы, и его бывший зам Алмаз НУРАЗХАН, который проходит по делу как соучастник, продолжают жаловаться на плохое самочувствие.
- Ваша честь, огромная просьба, я плохо реагирую, два дня у меня температура, уши заложены, ничего не слышу. Можно вас попросить каждый день перед началом суда давать по 20 минут, чтобы мы имели возможность уточнить наши позиции с адвокатами? Вот сегодня Нуразхан плохо себя чувствует, и, соответственно, мы даже не знаем, как ходатайствовать перед вами: вызывать скорую, или отпроситься, или в обморок упасть, - объяснил Мухамедиулы, чем вызвал улыбку у адвокатов. - Я, например, тоже сегодня с трудом выехал, но ради уважения к суду здесь.
Судья Баглан ИДРИСОВ пошел навстречу, но обещал предоставлять не 20 минут подсудимым и их защитникам, а максимум по 10 минут и не каждый день.
Адвокат бывшего замдиректора Нацмузея тоже заявила ходатайство. Она попросила отменить судебное заседание во вторник, потому что ее подзащитный, которого на прошлом заседании увезли на скорой из зала суда, записан на обследование в Национальный кардиологический центр. Сам Нуразхан также подтвердил, что у него болит сердце.
- Мне от врачей заключение о необходимости обследований не поступало, поэтому судебное заседание состоится. Подсудимые находятся около года в изоляторе. И так суд пошел на уступки и назначил процессы всего три дня в неделю. Прошу вас не срывать. При этом четверг и пятница - свободные дни. Родственники могут записать Нуразхана в эти дни, в чем проблема? - сказал судья.
Ему объяснили, что подсудимый находится в изоляторе, а там машину не дают в любой день. Судья пообещал организовать этапирование в любое время, кроме понедельника, вторника и среды.
Вскоре подключился и прокурор:
- Уважаемый судья, извиняюсь, можно окно открыть? Тут здоровому человеку душно, не то что плохо себя чувствующим, - привстал гособвинитель.
- Не возражаете? - уточнил судья у обвиняемых.
Тут Арыстанбек Мухамедиулы встал и, как актер на сцене, зазвучал выразительно и ярко, приковав к себе внимание зала:
- Если прокурор заботится, мы только за! - сказал он, и все засмеялись. - Это впервые в истории, что прокурор заботится о подсудимых!
Тогжан ГАНИ, фото с сайта orda.kz, Астана