2826

Вождение по мукам

Министр внутренних дел Марат АХМЕТЖАНОВ в кулуарах правительства заявил об изменениях в правилах подготовки водителей и получения водительских удостоверений. Для повышения качества обучения планируется отменить дистанционную подготовку будущих водителей. Стоит напомнить, что в июне 2016 года МВД само разрешило онлайн-обучение. Тогда говорили, что всего 30 процентов казахстанских автошкол соответствует нормам, а повсеместное закрытие водительских курсов минимизирует коррупцию.

Вождение по мукам

По словам главы МВД, вопрос отмены онлайн-занятий еще обсуждается, а для окончательного решения необходимо провести научно обоснованный анализ.

- Просто - взять и отменить, но могут быть возмущения или негативные последствия. Пока онлайн-курсы по вождению будут существовать, потому что не каждому удобно ходить и учиться, я все это понимаю. Но к тем, кто занимается перевозкой людей, мы примем более строгие меры. Ужесточим требования к сдаче экзаменов, будем принимать комплекс организационных и законодательных мероприятий - на сегодня все вынесено на обсуждение. Будет учитываться и мнение общества, - заверил Ахметжанов.

Марат АХМЕТЖАНОВ.

О слабом качестве подготовки будущих водителей и о полном отсутствии культуры у некоторых севших за руль водил говорится много. Тысячи дорожных аварий со смертельным исходом, десятки свадебных кортежей, грубо нарушающих по нескольким пунктам правила дорожного движения (ПДД), сотни задержанных пьяных водителей... Эта статистика не особо меняется из года в год. Одна из весомых причин - качество обучения в автошколах, вернее, его отсутствие.

Раньше, когда существовали водительские курсы и дорожная полиция, правами торговали - успешный экзамен в регистрационно-экзаменационном отделе (РЭО) стоил 100 долларов. Примерно такую же сумму нужно было заплатить за свидетельство об окончании курсов. Водительские права стали выдавать даже тем, кто годами состоит на учете в психушке или наркодиспансере. Когда ситуация накалилась, в 2016 году разрешили дистанционное обучение для категорий “А” и “В”, дающих право управлять мотоциклами и легковыми авто.

Позже РЭО тоже упразднили как рассадник коррупции, передав эти функции в автоЦОНы. Знающие люди говорят: теперь за права нужно заплатить от 150 тысяч тенге через знакомых клерков “Правительства для граждан”. Было несколько показательных задержаний с поличным, о которых наша газета не раз сообщала.

Сегодня опять хотят реанимировать автошколы. Однако многие здания переделаны под другой бизнес, некоторые курсы закрылись, инструкторы пошли таксовать, нет в системе сотрудников РЭО, которые конт­ролировали процесс обучения и принимали экзамен. Министр пока не говорит о восстановлении дорожной полиции в ее структуре, но если деятельность автошкол возродят, без специалистов в области правил дорожного движения явно не обойтись.

Не станет ли это очередной кормушкой для кадровиков? Могут появиться новые офицерские вакансии, начнется конкуренция за должности, звонки агашек... и, наконец, цена вопроса. Все это мы уже проходили. Кроме того, нужно снова открывать и регистрировать автошколы, лететь в столицу за получением лицензии, закупать современные пособия для обучения, нанимать профессиональных инструкторов.

В новых поправках уделили внимание и цифровизации. “Для усиления контроля посещаемости и качества обучения кандидатов учет лиц в учебных организациях, зачисленных в группы подготовки водителей, будет вестись с использованием автоматизированной информационной системы уполномоченного органа по обеспечению безопасности дорожного движения”, - сказано в нормативном документе МВД.

Там же расписано, сколько часов необходимо уделять теории и практике, какое время будущему водителю нужно практиковаться на автотренажере и на учебном авто. Важная деталь: широко применяя цифровизацию, разработчики намерены исключить человеческий фактор в вопросах получения прав во избежание коррупционных рисков. Другими словами, из автоЦОНов исчезнут “помогайки”, решающие любые проблемы за немалые деньги.

Кстати, в 2016 году, упраздняя автошколы, тогдашнее руководство МВД тоже приводило свои весомые доводы: искоренить коррупцию при выдаче водительских удостоверений; максимально облегчить кандидатам категории “В” и “А” получение водительских прав, отменив обучение; упразднить автошколы, только 30 процентов которых соответствуют установленным нормам.

В те годы говорили о грузинском опыте, где указом президента уволили всех дорожных полицейских и набрали новых с очень хорошей зарплатой. У нас вообще упразднили дорожную полицию, сотрудников отправили дослуживать до пенсии в различные подразделения МВД.

Возобновление очного обучения водителей действительно необходимо, учитывая устрашающую статистику нарушений ПДД. Только если эта работа будет в строгом соответствии с законом: честно отучился - честно получил права. Вдруг опять появятся “помогайки”, которые будут предлагать клиентам автоЦОНов решить вопрос получения водительского удостоверения без экзаменов и обучения, как это происходит сейчас…

Тохнияз КУЧУКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА и с сайта primeministr.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть