3699

Квартира или жизнь

Жуткое убийство алматинского адвоката Айман АСАНОВОЙ всколыхнуло не только юридическую общественность страны. От полицейских требовали скорейшей поимки преступника, в СМИ и соцсетях коллеги убитой высказывали свои версии случившегося. Обстановка накалилась настолько, что ход следствия взяли на контроль не только в департаменте полиции Алматы, но и в МВД.

Квартира или жизнь

Такое двойное контролирование происходит исключительно в случаях совершения особо тяжких преступлений: заказных убийств, изнасилования несовершеннолетних либо при розыске серийных маньяков (даже ликвидация организованных преступных группировок далеко не всегда ставится на двойной контроль). На раскрытие преступления были брошены лучшие сыскари Алматы…

Вечером 8 октября 2022 года Айман, как обычно, припарковав машину возле многоэтажки по улице Казыбек би, побежала домой. Возле подъез­да женщину настиг мужчина, который без всяких разборок начал наносить беспорядочные удары ножом по голове, шее, телу. Асанова не только не смогла оказать сопротивление, но и не успела позвать на помощь. Женщина после первого удара обхватила голову руками и в такой же позе рухнула на асфальт без чувств.

После этого мужчина скрылся за углом. Он был настолько разъярен и бил так сильно, что умудрился порезать свои пальцы. Но сразу этого не заметил.

У преступления оказались случайные очевидцы - соседи убитой. Они позвонили в полицию и вызвали скорую. Так и установили личность жертвы - ею оказалась 42-летняя Айман Асанова, известный адвокат, директор ТОО “AKA LF-PARTNERS”, специализирующегося на юридических консультациях и адвокатских услугах.

Женщину госпитализировали без сознания в горбольницу скорой неотложной помощи с предварительным диагнозом тяжелая открытая черепно-мозговая травма в результате проникающей колото-резаной раны, повреждение мозговой оболочки и головного мозга. Было потеряно очень много крови из-за многочисленных порезов на затылке, ключице, предплечье, бедре. Но молодой здоровый организм боролся за жизнь. Медики, сменяя друг друга в реанимации, сутки пытались спасти Айман. В этот раз, к сожалению, был как раз тот случай, когда медицина объективно бессильна. Адвокат в себя так и не пришла.

В ночь убийства информация об этом происшествии разлетелась по СМИ и сетям: одни связывали преступление с профессиональной деятельностью, другие писали о каких-то женских разборках. Кстати, версия о семейно-бытовой причине конфликта возникла в первые часы после нападения на Айман. Но она была не единственной. Полиции предстояло рыть сразу в нескольких направлениях.

Для раскрытия преступления сформировали специальную оперативную бригаду, которую возглавил начальник управления полиции Алмалинского района Алматы Есен ИСКАКОВ. Меньше чем за сутки сыщики знали точно, кого искать: на месте убийства криминалисты изъяли сгустки крови, а позже экспертиза показала: кровь принадлежит двум разным людям. На вопрос полковника Искакова о возможных ошибочных выводах специалисты уверенно ответили: на месте кровь именно двух людей. Возможно, второго слегка порезали, он ушел на своих ногах.

- Решили применить проверенный десятилетиями метод поквартирного обхода, и вскоре появились первые улики, - говорит Есен Искаков. - Соседка адвоката рассказала, что спустя всего 15 минут после убийства в ее квартиру зашел бывший сосед и попросил медицинский бинт, пакет и деньги на такси. А уходя, чуть ли не взмолился: мол, сотрите следы крови на лестничной площадке.

После того как эксперты установили группу крови подозреваемого в убийстве, следствие прекратило копать по остальным версиям, решив, что убийцей, скорее всего, является 51-летний Талгат НУРТАЕВ, бывший муж юриста Асановой.

Но теперь предстояло найти Нуртаева. К тому времени уже все Telegram-каналы называли его потенциальным убийцей. Коллеги Айман знали, что супруги были в разводе и расстались совсем недружески.

Талгат понимал, что его ищут. У родственников, знакомых и общих семейных друзей он не появлялся.

Благодаря камерам видеонаблюдения, находящимся на перекрестках, быстро были установлены марка и госномер такси, на котором скрылся подозреваемый. Водителя нашли. Осмот­рев салон его KIA RIO, полицейские обнаружили бутылочку с йодом, а на коврике - бурые пятна крови. Отследив весь маршрут, сыщики нашли еще одну улику - рядом с дворовым туалетом, где останавливалась машина, обнаружен окровавленный марлевый тампон.

Детализация телефонных звонков Талгата Нуртаева показала: после убийства он сделал один звонок. Абонента установили и пригласили в управление полиции Алмалинского района. Его показания и легли в основу уголовного дела. По словам Азамата О. (в интересах следствия данные свидетелей не называем), 9 октября около 5.00 его разбудил звонок Талгата - тот просил срочно приехать к нему и назвал адрес.

Уже через полчаса Азамат остановился на улице Набережной в пригородном поселке Карабулак. На обочине дороги стоял Нуртаев с перевязанной правой рукой, с нее капала кровь. Талгат попросил отвезти его в ближайшую больницу, Азамат заметил, что знакомый был расстроен и находился в стрессовом состоянии.

- Я подумал, что Талгата кто-то порезал, поэтому он был не в себе. Но лишних вопросов задавать не стал. Около семи утра привез его в приемный покой Илийской центральной районной больницы Алматинской области и, дож­давшись врачей, уехал, - рассказал следователям Азамат.

Сыщики оперативно нашли дежурившего в тот день хирурга. Он сразу вспомнил, что оперировал 4-й и 5-й пальцы правой руки мужчине средних лет. На вопрос о персональных данных пациента врач, пролистав журнал приема больных, ответил… что за помощью обращался Марат Амирханович БЕРИК.

Ошибка следствия? Ведь случайные свидетели жуткой расправы над адвокатом не смогли точно описать внешность преступника. Может быть, бывший и не при делах? Человек с высшим образованием, ранее не судимый, вполне нормальный семьянин (по словам некоторых соседей) не мог в одночасье стать зверем.

Талгата задержали только 14 октября. И на первом же допросе он признался в совершении убийства.

До встречи с Айман Талгат был дваж­ды женат, есть дети, живут обеспеченно, он неплохо зарабатывал и обеим бывшим женам оставил по квартире. Купил себе “однушку” в элитном ЖК на проспекте Аль-Фараби. Несколько лет назад между ним и Айман случился бурный роман, который привел пару в ноябре 2019 года в рагс. Но еще до официальной регистрации состоялось знакомство с родителями невесты. Тогда перед будущим зятем было поставлено условие: купить и оформить на имя Айман квартиру и только после этого регистрировать свои отношения. А иначе не будет никакого бата (благословения).

Нуртаев купил квартиру на улице Казыбек би и при оформлении сделал все так, будто бы Асанова заплатила за жилье, а фактически рассчитался он. Но любовь прошла довольно быстро, мелкие семейно-бытовые проб­лемы нарастали как снежный ком. Талгат перестал зарабатывать большие деньги, а летом прошлого года семейная чета подала на развод.

Но даже официальное расторжение брака не спасло уже бывших супругов от семейных разборок. Когда назрел очередной конфликт, Нуртаев потребовал от бывшей супруги освободить квартиру, но та отказалась…

“В связи с личной неприязнью и ненавистью у меня возник преступный умысел, направленный на убийство Айман Асановой. Зная ее распорядок дня, решил совершить убийство у дома №125 по улице Казыбек би…” - эти признательные показания наряду с другими вещдоками легли в основу обвинения.

Согласно выводам судебной психо­лого-психиатрической экспертизы Талгат Нуртаев хроническими расстройствами не страдает. Правда, в момент убийства он находился в состоянии физиологического аффекта, но сейчас может предстать перед судом. В принудительном лечении не нуж­дается, на спецучетах в псих- и наркодиспансерах не состоит. Материалы уголовного дела изучил прокурор Алмалинского района южной столицы Бауржан ЕРТАЕВ и, не найдя никаких нарушений закона, 14 февраля передал дело в суд.

Талгату Нуртаеву, если суд установит, что он действительно виноват в смерти бывшей жены, может грозить до 15 лет лишения свободы.

Тохнияз КУЧУКОВ, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть