3476

Бастык и его команда

Почти 10 лет назад были подписаны поправки в закон о государственной службе, связанные с повышением эффективности госаппарата. Помимо прочего, речь шла о запрете командных перемещений: не секрет, что долгие годы за начальником на новую работу переходила и его команда. Как выяснилось, кочуют и сейчас.

Бастык и его команда
Рисунок Игоря КИЙКО.

Еще в октябре 2015 года парламент принял закон, согласно которому при переводе на новую должность чиновник может позвать с собой только пресс-секретаря и личного помощника. Мы изучили кадровые назначения после принятия закона: редко кто из членов правительства и руководителей структур, подчиненных напрямую главе государства, соблюдает эти нормы. Особенно это заметно в силовом блоке страны. Перечислять все фамилии и должности многочисленных начальников управлений и отделов, кочующих из одного ведомства в другое, не хватит всей газеты. Остановимся на

вице-министрах и начальниках ключевых подразделений.

В 2016 году на пленарном заседании парламента тогдашний глава Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции (АДГСиПК) Кайрат КОЖАМЖАРОВ заявил:

- Меняются руководители центральных органов - и сразу идет отток кадров. Причины разные: увольнение по собственному желанию, переход на другую работу. Но мы понимаем, что там более глубинные скрытые причины, и будем этим вопросом системно заниматься. Правда, доказать командное перемещение сложно: увольняться по собственному желанию и переходить на другую работу законом не запрещено.

Кайрат Пернешович через год стал генеральным прокурором страны и работал до 2019 года. За это время около 200 финполовцев надели мундиры прокуроров. Вот несколько примеров.

Максат ДУЙСЕНОВ с должности замруководителя Нацбюро по противодействию коррупции АДГСиПК пересел в кресло первого замглавного транспортного прокурора и спустя всего полгода возглавил эту структуру. После назначения шефа сенатором уволился.

Олеся КЕКСЕЛЬ за 10 лет из рядового следователя финполиции выросла до замруководителя следственного департамента Нацбюро. Ей поручали расследования самых сложных коррупционных дел: экс-премьера страны Серика АХМЕТОВА, бывших министров здравоохранения Жаксылыка ДОСКАЛИЕВА и национальной экономики Куандыка БИШИМБАЕВА, исполняющей обязанности председателя комитета фармации Министерства здравоохранения Ларисы ПАК и десятков чиновников рангом поменьше. А в январе 2018 года Олеся Ивановна возглавила службу спецпрокуроров при Генпрокуратуре в ранге старшего советника юстиции, что приравнено к званию полковника. Через год уволилась.

Имеющий высший квалификационный класс 3-й категории (генерал-майор) Талгат ТАТУБАЕВ с должности руководителя Нацбюро по противодействию коррупции вслед за Кожамжаровым перешел в ГП руководить службой уголовного преследования. Уволился после отставки Кожамжарова.

Максат КОЖАБАЕВ при Кайрате Пернешовиче руководил департаментом Нацбюро по Западно-Казахстанской области. Вместе с шефом перевелся на должность первого зампрокурора Жамбылской области, позже стал прокурором Шымкента. В 2021-м получил звание государственного советника юстиции 3-го класса, а в январе этого года был задержан сотрудниками КНБ по подозрению в коррупции.

Нурлан АУГАНБАЕВ долгое время работал в финполе с Кожамжаровым, потом перешел в прокуратуру и сегодня служит зампрокурора Алматы - о нем говорят, что он единственный из команды Кайрата Пернешовича оставшийся при должности.

К слову, после ухода Кожамжарова из ГП около 100 прокуроров различного ранга написали заявления “по собственному”.

Генерал-полковник полиции Калмуханбет КАСЫМОВ около восьми лет (с апреля 2011 года до февраля 2019-го) был главой МВД, до него так долго министерством не руководил ни один силовик. О его своеобразной кад­ровой политике было написано немало, вот несколько примеров.

Рашид ЖАКУПОВ, генерал-майор полиции, до 2011 года был замом по следствию у тогдашнего начальника ДВД Восточно-Казахстанской области Калмуханбета Касымова. С 2014-го занял кресло вице-министра по следствию и спустя пять лет подал в отставку в 60-летнем возрасте. Стоит пояснить: генералы-силовики служат до этого возраста, потом уходят на заслуженный отдых.

Карьера генерал-майора полиции Берика БИСЕНКУЛОВА также связана с ростом дяди Коли (так в кулуарах называют Касымова). Когда он работал начальником ГУВД Алматы (1997-2003), Бисенкулов рулил дорожной полицией южной столицы. Летом 2011 года Касымов назначил его председателем комитета дорожной полиции, а после упразднения этой структуры Берик Байболович стал начальником транспортной полиции МВД. С 2014 по 2019 год был заместителем Касымова по общим вопросам.

Сменивший Ерлана Тургумбаева на посту главы МВД Марат АХМЕТЖАНОВ, в свое время сделавший неплохую карьеру в органах прокуратуры и антикоре, за год службы на новом месте назначил всего одного зама: генерал-майор полиции Игорь ЛЕПЕХА занял место Мурата Баймукашева. Но на менее значимые посты стали назначать сотрудников прокуратуры и антикоррупционной службы. Зампредседателя комитета административной полиции стал Ренат ЗУЛХАИРОВ. С 2002 по 2022-й он работал в прокуратуре, а весной того же года Марат Муратович принял его в МВД и присвоил звание подполковника.

Еще один член команды Ахметжанова - полковник полиции Ерлан ЖАЛМАГАМБЕТ, бывший руководитель антикора по Восточно-Казахстанской области. С мая прошлого года он служит зам­начальника департамента МВД на транспорте по оперативной работе. Весной прошлого года замначальника департамента кадровой политики стал экс-помощник бывшего главы антикора Ахметжанова Шынгыс АЛЕКЕШЕВ.

Таких примеров командных перемещений только в силовом блоке страны десятки. А сколько всего офицеров рангом пониже ушло под крыло своих шефов, не поддается и счету.

Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть