2741

Выжили двое...

Разбившийся в Западном Казахстане вертолет Ми-8 “Казавиаспаса” был почти новым и прошел техобслуживание всего месяц назад. Им управлял опытный пилот, за плечами которого более 3000 часов полета. В пятницу в МЧС рассказали подробности авиакатастрофы близ Уральска, в которой погибли четыре человека и двое получили травмы.

Выжили двое...

Официальный представитель МЧС Руслан ИМАНКУЛОВ представил хронологию событий. По его словам, геликоптер вылетел из Атырау в сторону Уральска 23 февраля в 10.40 по заявке компании “КазТрансОйл” для облета магистрального неф­тепровода Узень - Атырау - Самара. На борту находились шесть человек: пять сотрудников МЧС и один представитель “КазТранс­Ойла”.

- В 15.48 в центр управления кризисными ситуациями поступила информация о том, что в 54 километрах от Уральска на открытой территории в районе поселка Чапурино района Байтерек Западно-Казахстанской области совершил жесткую посадку вертолет “Казавиаспаса” МЧС Ми-8, - сказал Иманкулов, добавив, что, по предварительной информации, во время жесткой посадки вертолет был фактически неуправляем.

После сообщения о происшествии на место ЧП выехал замначальника ДЧС по Западно-Казахстанской области Рашид БЛЯЛОВ, который возглавил группу в составе 23 спасателей с восемью единицами техники, а также 15 врачей. На место прибыли и представители правоохранительных органов. Только в 19.07 были обнаружены тела четырех погибших.

- Мы потеряли сразу четверых наших коллег, - скорбно произнес представитель МЧС. - Это были очень сильные сотрудники. Например, командир воздушного судна пилот-инструктор Довлетбай КАНАТОВ имел общий стаж 36 лет, в спасательной авиации - более 11 лет. Его общий налет - 3288 часов, а на Ми-8 налет 2680 часов. Общий стаж второго пилота Владимира ­АФАНАСЬЕВА - 29 лет, в спасательной авиации - более 14 лет. Старший борт­механик-инструктор Сиязбек АНДОСОВ имел стаж 44 года, из них более 10 лет - в спасательной авиации. Ведущий инженер Жардем ДОСКАЛИЕВ имел общий стаж 34 года, в спасательной авиации - более 14 лет. 23 февраля стал для нашей системы МЧС трагическим...

Различные травмы в результате катастрофы получили инженер “Казавиаспаса” Сергей ЩЕГЛОВ (общий стаж работы 43 года, в спасательной авиации - более 14 лет), а также линейный трубопроводчик “КазТранс­Ойла” Султанбек ЕРГАЛИЕВ. Их доставили в городскую многопрофильную больницу Уральска.

- Как нам сказали, состояние пострадавших средней степени тяжести. Было бы правильнее, если бы об их состоянии рассказали врачи, а не мы. Тем не менее скажу: когда мы звонили (в больницу. - Т. Г.) сегодня утром, нам сказали именно так, - констатировал спикер.

Со слов Иманкулова, на место происшествия прибыли глава “Казавиаспаса” и представители завода - изготовителя вертолета. Расследованием будут заниматься сотрудники двух госведомств - департамента полиции на транспорте МВД и департамента по расследованию происшествий и инцидентов на транспорте Мининдустрии и инфраструктурного развития.

- Этот вертолет Ми-8 2021 года выпуска, периодическое техническое обслуживание при налете 250 часов проведено 17 января 2023 года в Атырау. Дата первого капитального ремонта воздушного судна выпадала на 2030 год. С момента эксплуатации вертолета дефектов, неисправностей и замечаний, влияющих на летную годность, не поступало, - отметил спикер.

По его словам, “Казавиаспас” берет на себя всестороннюю помощь семьям погибших, все затраты на ритуальные услуги также будут покрыты за счет компании.

- Вместе с тем семьи погибших сотрудников будут обеспечены ежемесячным пособием ориентировочно в размере оклада погибшего сотрудника до достижения совершеннолетия их детьми. Будут произведены все выплаты, преду­смотренные коллективным договором. Все эти вопросы находятся на личном контроле министра по ЧС, - сказал Иманкулов.

Кроме того, он объяснил журналистам, почему вскоре после аварии в МЧС заявляли о том, что все находившиеся на борту живы, а “с экипажем проведены телефонные переговоры”:

- Была очень плохая связь: отсутствовала интернет-связь в принципе и телефонная связь тоже была плохая. Когда диспетчеры дозвонились до нашего выжившего сотрудника, он сказал либо “жив”, либо “живы”. И телефонная связь прервалась. Во-вторых, мы психологически сталкивались с гибелью людей, но, наверное, не совсем были готовы к такому, что именно в эти дни, когда спасатели МЧС участвовали в спасении людей и извлечении тел в Турции (после разрушительного землетрясения. - Т. Г.), такое происшествие с нашими сотрудниками может произойти.

По факту трагедии возбуж­дено уголовное дело по статье “нарушение правил безопас­ности движения или эксплу­а­тации воздушного судна, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц”. Досудебное расследование проводится под надзором главной транспортной прокуратуры.

В авиационной администрации Казахстана проведут внеплановые инспекционные проверки деятельности авиакомпаний, экс­плуатирующих воздушные суда типа Ми-8. В случае выявления нарушений, имеющих системный характер, соответствующие сертификаты и свидетельства будут приостановлены.

По данным авиаадминистрации, сертификат летной годности разбившегося Ми-8 был выдан ­3 мая 2022 года. А компания “Каз­авиаспас”, эксплуатирующая девять таких вертолетов, имеет свидетельство на право выполнения авиационных работ до 1 октября 2024 года.

Вертолеты “Казавиаспаса” участвуют в ликвидации последствий ЧС. К примеру, во время крупных наводнений в Алматинской, Западно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской областях и на юге страны летчики-спасатели эвакуи­ровали несколько тысяч человек из рисковых зон. С помощью геликоптеров тушили крупные природные пожары на территории Костанайской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей.

Сейчас в авиапарке “Казавиаспаса” 31 вертолет, 10 из которых приобретены в 2020-2022 годах. В этом году запланирована поставка еще трех Ми-8 и одного Н145. Вертолетная индустрия “Казавиа­спаса” считается самой крупной в Центральной Азии, вертолеты дислоцированы в 15 регионах страны.

Тогжан ГАНИ, фото МЧС, Астана

Поделиться
Класснуть

Свежее