Выжили двое...
Разбившийся в Западном Казахстане вертолет Ми-8 “Казавиаспаса” был почти новым и прошел техобслуживание всего месяц назад. Им управлял опытный пилот, за плечами которого более 3000 часов полета. В пятницу в МЧС рассказали подробности авиакатастрофы близ Уральска, в которой погибли четыре человека и двое получили травмы.
Официальный представитель МЧС Руслан ИМАНКУЛОВ представил хронологию событий. По его словам, геликоптер вылетел из Атырау в сторону Уральска 23 февраля в 10.40 по заявке компании “КазТрансОйл” для облета магистрального нефтепровода Узень - Атырау - Самара. На борту находились шесть человек: пять сотрудников МЧС и один представитель “КазТрансОйла”.
- В 15.48 в центр управления кризисными ситуациями поступила информация о том, что в 54 километрах от Уральска на открытой территории в районе поселка Чапурино района Байтерек Западно-Казахстанской области совершил жесткую посадку вертолет “Казавиаспаса” МЧС Ми-8, - сказал Иманкулов, добавив, что, по предварительной информации, во время жесткой посадки вертолет был фактически неуправляем.
После сообщения о происшествии на место ЧП выехал замначальника ДЧС по Западно-Казахстанской области Рашид БЛЯЛОВ, который возглавил группу в составе 23 спасателей с восемью единицами техники, а также 15 врачей. На место прибыли и представители правоохранительных органов. Только в 19.07 были обнаружены тела четырех погибших.
- Мы потеряли сразу четверых наших коллег, - скорбно произнес представитель МЧС. - Это были очень сильные сотрудники. Например, командир воздушного судна пилот-инструктор Довлетбай КАНАТОВ имел общий стаж 36 лет, в спасательной авиации - более 11 лет. Его общий налет - 3288 часов, а на Ми-8 налет 2680 часов. Общий стаж второго пилота Владимира АФАНАСЬЕВА - 29 лет, в спасательной авиации - более 14 лет. Старший бортмеханик-инструктор Сиязбек АНДОСОВ имел стаж 44 года, из них более 10 лет - в спасательной авиации. Ведущий инженер Жардем ДОСКАЛИЕВ имел общий стаж 34 года, в спасательной авиации - более 14 лет. 23 февраля стал для нашей системы МЧС трагическим...

Различные травмы в результате катастрофы получили инженер “Казавиаспаса” Сергей ЩЕГЛОВ (общий стаж работы 43 года, в спасательной авиации - более 14 лет), а также линейный трубопроводчик “КазТрансОйла” Султанбек ЕРГАЛИЕВ. Их доставили в городскую многопрофильную больницу Уральска.
- Как нам сказали, состояние пострадавших средней степени тяжести. Было бы правильнее, если бы об их состоянии рассказали врачи, а не мы. Тем не менее скажу: когда мы звонили (в больницу. - Т. Г.) сегодня утром, нам сказали именно так, - констатировал спикер.
Со слов Иманкулова, на место происшествия прибыли глава “Казавиаспаса” и представители завода - изготовителя вертолета. Расследованием будут заниматься сотрудники двух госведомств - департамента полиции на транспорте МВД и департамента по расследованию происшествий и инцидентов на транспорте Мининдустрии и инфраструктурного развития.
- Этот вертолет Ми-8 2021 года выпуска, периодическое техническое обслуживание при налете 250 часов проведено 17 января 2023 года в Атырау. Дата первого капитального ремонта воздушного судна выпадала на 2030 год. С момента эксплуатации вертолета дефектов, неисправностей и замечаний, влияющих на летную годность, не поступало, - отметил спикер.
По его словам, “Казавиаспас” берет на себя всестороннюю помощь семьям погибших, все затраты на ритуальные услуги также будут покрыты за счет компании.
- Вместе с тем семьи погибших сотрудников будут обеспечены ежемесячным пособием ориентировочно в размере оклада погибшего сотрудника до достижения совершеннолетия их детьми. Будут произведены все выплаты, предусмотренные коллективным договором. Все эти вопросы находятся на личном контроле министра по ЧС, - сказал Иманкулов.
Кроме того, он объяснил журналистам, почему вскоре после аварии в МЧС заявляли о том, что все находившиеся на борту живы, а “с экипажем проведены телефонные переговоры”:
- Была очень плохая связь: отсутствовала интернет-связь в принципе и телефонная связь тоже была плохая. Когда диспетчеры дозвонились до нашего выжившего сотрудника, он сказал либо “жив”, либо “живы”. И телефонная связь прервалась. Во-вторых, мы психологически сталкивались с гибелью людей, но, наверное, не совсем были готовы к такому, что именно в эти дни, когда спасатели МЧС участвовали в спасении людей и извлечении тел в Турции (после разрушительного землетрясения. - Т. Г.), такое происшествие с нашими сотрудниками может произойти.
По факту трагедии возбуждено уголовное дело по статье “нарушение правил безопасности движения или эксплуатации воздушного судна, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц”. Досудебное расследование проводится под надзором главной транспортной прокуратуры.
В авиационной администрации Казахстана проведут внеплановые инспекционные проверки деятельности авиакомпаний, эксплуатирующих воздушные суда типа Ми-8. В случае выявления нарушений, имеющих системный характер, соответствующие сертификаты и свидетельства будут приостановлены.
По данным авиаадминистрации, сертификат летной годности разбившегося Ми-8 был выдан 3 мая 2022 года. А компания “Казавиаспас”, эксплуатирующая девять таких вертолетов, имеет свидетельство на право выполнения авиационных работ до 1 октября 2024 года.
Вертолеты “Казавиаспаса” участвуют в ликвидации последствий ЧС. К примеру, во время крупных наводнений в Алматинской, Западно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской областях и на юге страны летчики-спасатели эвакуировали несколько тысяч человек из рисковых зон. С помощью геликоптеров тушили крупные природные пожары на территории Костанайской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей.
Сейчас в авиапарке “Казавиаспаса” 31 вертолет, 10 из которых приобретены в 2020-2022 годах. В этом году запланирована поставка еще трех Ми-8 и одного Н145. Вертолетная индустрия “Казавиаспаса” считается самой крупной в Центральной Азии, вертолеты дислоцированы в 15 регионах страны.
Тогжан ГАНИ, фото МЧС, Астана

Тогжан ГАНИ