3106

Фатальная остановка

“Поехали, поехали отсюда скорее!” - эти слова до сих пор отчетливо помнит Александр МОВЧАН, которому перебило ноги. В шоковом состоянии после сильного удара он не мог вымолвить ни слова. Но слышал, как рядом стонал его работодатель. Потом послышались чьи-то шаги. И адресованная кому-то команда поскорее уезжать с места ДТП.

Фатальная остановка
Александр МОВЧАН.

Их машина с включенными ближними фарами стояла на обочине. Правда, в направлении встречной полосы, потому что для исправления поломки автомобилю требовался определенный уклон и таковой был только на противоположной стороне. Но машина никоим образом не мешала движению другого транс­порта...

Впоследствии этот факт подтвердила и судебная экспертиза, согласно которой “люди находились на обочине около передней части автомашины “мерседес”, следовательно, они физически не могли являться препятствием или опасностью для автомобиля ВАЗ-21213, двигавшегося по дороге”.

В тот день, 27 мая 2022 года, фермер из села Северное Иртышского района Павлодарской области Нурахмет БЕКЕЕВ вместе со своим трактористом Александром Мовчаном выехал по делам крестьянского хозяйства в райцентр. По дороге встретился с сыном. Сказал, что запаяет побежавший радиатор от трактора и сразу же вернется.

- А около одиннадцати ночи раздался звонок. Звонил Сашка-тракторист, который сказал, что они лежат в кювете недалеко от села Исы Байзакова, - вспоминает сын погибшего Адиль БЕКЕЕВ.

Позже выяснится, что его отец, он же водитель “мерседеса”, стоявшего на обочине, незадолго до аварии включил на своем телефоне фонарик, чтобы залить жидкость в систему охлаждения. И благодаря свету истекающему кровью работнику удалось дополз­ти до телефона, чтобы вызвать помощь.

- Отец держал телефон в руке, когда на него и на Сашку наехала “нива”. От удара он отлетел дальше всех. Затем лежал Сашка. А в метре от него - отцовский телефон. Его свет и увидел наш работник, придя в себя. У него был открытый перелом ног, кости торчали прямо наружу. Требовалось приложить немало усилий, чтобы доползти до телефона. Сколько при этом прошло времени, неизвестно. Возможно, если бы медицинская помощь подоспела вовремя, мой отец был бы сейчас жив, - горько вздыхает Адиль.

Когда громко стонавшего Нурахмета несли в карету скорой помощи, он открыл глаза и четко произнес: “Нива”, ищите темную “ниву”, она специально на нас наехала, резко взяла в нашу сторону!” Наутро после экстренной операции он умер. Врачи не смогли остановить внутреннее кровотечение перебитого легкого и разорванной печени. Александра Мовчана, потерявшего много крови, выходили в реанимации. Ему требуется длительная реабилитация.

Виновник аварии только один раз пришел к нему в больницу, через несколько дней после наезда принес фрукты и предложил помочь памперсами. Александр его выгнал. После этого ни водитель, совершивший наезд, ни собственник машины (это, кстати, ему принадлежат слова “Поехали, поехали отсюда скорее!”) больше ни у кого из пострадавших не появлялись.

Более того, на суде водитель вообще занял позицию невиновного. Мол, погибший и пострадавший сами виноваты, что припарковали свой “мерседес” на обочине во встречном направлении. А он был уверен, что машина движется, и, предполагая, что водитель уснул и мог в любой момент проснуться и вернуться на свою полосу движения, свой автомобиль направил в кювет, поскольку “понимал, что при вы­езде на встречную полосу в случае столкновения будет неправ”.

Конечно, сложно поверить в то, что опытный водитель, сумевший в считаные секунды прокрутить в голове возможный ход событий, не смог различить, двигается машина или стоит. Но даже если взять за основу эту версию, возникает вопрос: почему за километр, увидев свет фар на своей полосе (а этот факт в ходе судебных заседаний подтвердили все свидетели ДТП) и думая, что встречная машина несется прямо на него, водитель “нивы” продолжал двигаться с той же скоростью?

В такой ситуации любой здравомыслящий человек как минимум сбавит скорость либо вообще остановится, чтобы оценить ситуа­цию. Подсудимый заверял, что ногу с педали газа он убрал, когда “уже совсем близко увидел, что транспорт не сворачивает с его полосы движения”, а тормозить начал примерно за 30 метров. Однако Александр Мовчан уверен: “нива” ехала с большой скоростью и в последний момент резко свернула в их сторону. Именно поэтому Нурахмету Бекееву и показалось, что машина наехала на них специально, о чем он сообщил родственникам перед тем, как его увезла скорая.

К слову, тяжесть травм у людей тоже свидетельствует о том, что транспортное средство, сбившее их, ехало на большой скорости. Но судья актогайского районного суда почему-то это обстоятельство не учел, как и то, что водитель “нивы” “при должной внимательности и предусмотрительности (увидев, как он говорит, за километр свет фар на своей полосе) должен был и мог предвидеть наступление опасных последствий”.

- Кроме этого подсудимый не признал свою вину, соответственно, и не раскаялся в содеянном. Это - отягчающее обстоятельство. Но суд снова это не учел! - негодует Адиль Бекеев. - А человек, сбивший Александра и моего отца, покинул место ДТП, оставил ночью умирать людей посреди степи, на полном серьезе заявляет: “Я не виноват! Это все они!” Как такое возможно?!

Кстати, об оставлении места ДТП. Сначала водитель “нивы” заявил, что думал, будто сбил не людей, а… скотину. А на суде настаивал: мол, “понимал, что кого-то сбил, но кого именно - не знал, так как не видел”.

Актогайский районный суд по совокупности уголовных правонарушений путем поглощения менее строгого наказания более строгим приговорил подсудимого к… двум годам лишения свободы в колонии-поселении. Родственники погибшего фермера считают это слишком мягким наказанием и намерены добиваться справедливости в вышестоящих инстанциях.

Ирина ВОЛКОВА, Павлодар

Поделиться
Класснуть