4474

Беспощадная алчность

Девять трупов, 30 уголовных дел, возбуждённых по 19 статьям, на совести кандидата педагогических наук бывшего офицера Сергея СМИРНОВА. Его банда орудовала в Алматы с 2003 по 2013 год. Он единственный в Казахстане чёрный риелтор, получивший пожизненный срок за свои преступления

Беспощадная  алчность

Первая половина биографии уроженца Южного Казахстана Сергея Смирнова ничем не примечательна: учился, работал в под­разделениях МВД, дослужился до майора. С 20 июля 1982 года в его личном деле появляется перечисление уголовных статей: осужден за убийство, амнистирован, опасный рецидивист, долго лечился в психбольнице по постановлению суда.

После отсидки Смирнов при­ехал в Алматы, занялся педагогической и научной деятельностью, даже защитил кандидатскую диссертацию! Но зарплаты ученого не хватало, и в начале нулевых Смирнов открыл небольшое предприятие по переработке рыбы. Однако бизнес ожидаемых доходов не приносил, и тогда майор сколотил банду черных ­риелторов.

Бывший опытный офицер МВД умел ставить задачи подчиненным: по его приказу подельники искали пьющих одиноких людей, имевших в собственности дорогую недвижимость. Члены банды знакомились с ними в подворотне, на улице, в рюмочных. Спаивали, попутно выясняя, с кем новые знакомые проживают, на кого записана квартира (дача, земельный участок). Далее в дело вступал главарь: он убеждал людей выдать ему доверенность на право управления и распоряжения их имуществом, взамен предлагал долю в бизнесе.

Самыми активными членами банды стали шестеро знакомых Смирнова. У каждого была своя роль, подельники знали о сущест­вовании друг друга, но между собой не контактировали - профессиональный сотрудник МВД не понаслышке знал о правилах тщательной конспирации.

                                                                           ***

Первой жертвой банды черных риелторов стал алматинец Виктор АНДРИКЕНУС. Регулярно спаивая его, Смирнов выяснил: мужчина одинок, живет в хорошей квартире в “Самале”, наследников нет. После очередной попойки главарь предложил Виктору стать компаньоном в рыбном бизнесе, пообещал весьма хорошую прибыль. Смирнов сказал, что расширяет производство, налаживает деловые отношения с зарубежными партнерами. Кроме рыбного бизнеса открывает цех по переработке леса. Андрикенусу нужно лишь заключить договор о сотрудничестве и выписать Смирнову доверенность.

Документ был составлен, но подписать бланк Виктор не успел: 1 июля 2003 года Сергей Смирнов был задержан по подозрению в убийстве. В ходе следствия судебно-психиатрическая экспертиза показала: в силу имеющихся психических особенностей душегуб не может в полном объеме защищать себя. Вместо колонии его отправили в республиканскую психиатрическую больницу специального типа.

Через два года Смирнова выписали, и первым делом он отправился к Виктору. Видя, что будущий партнер по бизнесу сомневается, дать доверенность или нет, Смирнов вручил ему около 20 тысяч долларов: мол, твоя доля с бизнеса. Однако Андрикенус идти к нотариусу не спешил, и Смирнов решил его убить, украв документы на квартиру. Справиться в одиночку с физически крепким Виктором Смирнов не мог и подговорил своего подельника Григория КИСЛИЦИНА.

Накануне убийства Сергей поехал в предгорье поселка Юбилейный Алматинской области и вырыл могилу. На следующее утро Смирнов с Кислициным встретили Виктора у гипермаркета “Рамстор” и уговорили поехать на пикник: мол, там будут юристы, которые помогут Виктору узаконить вопросы сотрудничества. Купили в “Рамсторе” спиртное, закуску и поехали в сторону Талгара.

Изрядно выпившего Андрикенуса убили, зарыли труп, взяли ключи от его квартиры. В комоде нашли удостоверение личности убитого. Документов на жилье обнаружить не удалось. Сменив замок входной двери, убийцы ретировались. Подделать удостоверение Андрикенуса главарю помог еще один член ОПГ Максим САЛТАНОВСКИЙ, генеральный директор рекламного агентства “Золотой ключик”. К слову, в то время он проходил стажировку в Алматинской городской коллегии адвокатов. Липовый документ Михаил изготовил на принтере, вклеил туда фото своего отца, который был очень похож на Виктора, и поехал к знакомому нотариусу. Тот состряпал доверенность на распоряжение имуществом Андрикенуса, документы оформили в тогдашнем БТИ, и вскоре банда черных риелторов заработала первые 120 тысяч долларов.

                                                                             ***

Не прошло и года, как Смирнов познакомился с ПОГОРЕЛОВЫМИ: мать и дочь носили одинаковые имена - Елена, жили в добротном частном доме в Малой станице, но пили регулярно. Главарь сыграл на чувствах: поручил своему водителю Сергею НЕКРЫЛОВУ ухаживать за Погореловой-младшей до тех пор, пока она не выйдет за него замуж. Предложение новоявленного жениха Некрылова было более чем заманчивым: после регистрации брака семейная чета продает дом и переезжает вместе с тещей в Краснодарский край России. Погореловы, когда были трезвыми, часто говорили о своем желании переехать в соседнюю страну.

Некрылов убедил новых родственников выписать доверенность на продажу дома Смирнову - тот всем жертвам говорил правду: кандидат наук, бывший майор МВД, ныне преуспевающий бизнесмен, большие связи. Документы были зарегистрированы в департаменте юстиции Алматы, дом продали, копилка черных риелторов пополнилась еще на 43 тысячи долларов. Обмывая сделку, Смирнов с подельниками напоили мать и дочь, а потом жес­токо расправились с ними. Одно тело утопили в реке Или, ­второе - закопали на берегу.

Но вскоре и “жениху” выписали смертный приговор. Главарь показал своей банде звериную натуру: вместе с Кислициным придушил своего водителя Некрылова куском проволоки и добил ножом в сердце. Подельникам объяснил: в исчезновении Погореловых первый подозреваемый - Некрылов. А он может быстро расколоться и сдать всю банду. Отправляться в тюрьму в планы главаря не входило, и никто из членов ОПГ роптать не стал. На следующий день после убийства водителя его тело засыпали землей на христианском кладбище в Широкой Щели.

                                                                          ***

Очередная недвижимость привлекла Смирнова тем, что ее собственник Александр МАТУШКИН жил один, часто пил. Максим Салтановский сдружился с Матушкиным, но с ходу провернуть сделку не получилось - у того не было документов на жилье. Однако для банды это не было проблемой: Салтановский умел так искусно подделывать документы, что ни один госорган липы не замечал. Вполне возможно, что в тех самых органах находили нестыковки, но коррумпированные связи Салтановского в госучреждениях решали эту проблему легко. К слову, о его деловых связях в соответствующих государственных органах говорится в уголовном деле.

Смирнов представился Матушкину влиятельным сотрудником Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ, находящейся в Новосибирске. Главарь предложил очередной жерт­ве получить диплом этого вуза, и тот согласился. Восстановив все документы на квартиру, Салтановский и Матушкин встретились в офисе частного нотариуса и оформили доверенность.

В начале апреля 2007 года Смирнов купил Матушкину билет на поезд и уговорил знакомого Александра МАЛСАКОВА сопроводить будущего слушателя академии до Новосибирска, а следом на машине отправил Кис­лицина, вручив ему психотропное вещество. Убийца приехал в гостиницу Барнаула, где остановились Матушкин и его провожатый. Григорий предложил пообедать с представителями той самой академии. Пока ждали приезда академиков, Кислицин начал подливать водку Матушкину и, выбрав момент, подмешал в сок снотворное. Когда Александр отключился, его погрузили в машину, вывезли в пригород и задушили. Вернувшись в южную столицу, продали квартиру в 5-м микрорайоне за 105 тысяч “вечнозеленых”.

                                                                             ***

Сотрудники у Смирнова были ему под стать. Очередную жертву ему подыскала его экспедитор Надежда РУДИ. Женщина не только рассказала шефу о своем сожителе Иване СИДЕЛЬНИКОВЕ, но и согласилась принять участие в его убийстве. Руди сообщила Смирнову, что ее сожитель запил после смерти матери, и познакомила мужчин. После нескольких совместных застолий экспедитор приняла предложение своего руководителя убить пьяницу, а его квартиру оформить на нее. Потом продать, а деньги разделить.

Получив правоустанавливающие документы от Сидельникова, Смирнов поселил его на своей даче в поселке Байсерке Алматинской области. Когда квартиру переоформили, сделку обмыли на поляне у дачи. После очередного тоста Смирнов, улучив момент, забил Ивана до смерти. Труп зарыли, добычей стали почти 11 миллионов тенге.

Алчность бывшего офицера не имела границ: чтобы заработать, он убивал даже членов своей банды. Некоторые подельники поначалу отказывались убивать своих, но жестокий главарь пригрозил: кто откажется пролить кровь, будет следующей жертвой. Вскоре эта участь постигла и экспедитора Надежду Руди.

Смирнов не хотел выплачивать ей долю с продажи квартиры сожителя, но женщина настаивала. А тут подвернулся случай: На­дежду вызвали к следователю в качестве свидетеля по факту безвестного исчезновения ее бывшего мужа Анатолия КРЫЦКО, убитого черными риелторами. Его квартиру продали за 50 тысяч долларов. Узнав об этом, Смирнов понял: женщину быстро раскрутят на допросе, и она может сдать всю ОПГ. Приготовив для нее могилу на окраине поселка Байсерке, Смирнов пригласил подельницу на пикник. Напоив, размозжил Надежде голову и зарыл труп.

                                                                                ***

На следствии Смирнов как мог изворачивался, отказываясь от всех обвинений. Симулировал психическое расстройство, ссылался на принудительное лечение в психушке. Но сыщикам удалось доказать причастность банды к девяти убийствам (говорят, что трупов может быть больше), среди жертв - бывший зампрокурора Фрунзенского района Алматы Николай МИРОНОВ. С ним расправились по приказу Смирнова, чтобы не отдавать долю в совместном бизнесе - 25 тысяч долларов.

Оставшиеся в живых члены ОПГ получили большие сроки лишения свободы, Сергея Смирнова приговорили к пожизненному заключению. Это единственный черный риелтор среди подобных душегубов, схлопотавший такое суровое наказание. Сейчас ему 74 года, и с 2014-го он отбывает наказание в учреждении чрезвычайной безопасности 161/3 ДУИС по Костанайской области.

Тохнияз КУЧУКОВ, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть