Нервный процесс
Очень эмоционально проходят судебные заседания по делу о январских событиях прошлого года в Таразе. После одного из них подсудимый оказался в гипсе. Говорит, не выдержали нервы от клеветы.
На очередное заседание подозреваемого в организации массовых беспорядков Каната НУРАХАНУЛЫ привели с загипсованной рукой. Оказалось, что травму он получил еще в прошлую пятницу. Но медицинская помощь была оказана только спустя сутки. И то, если бы адвокат не навестил его в следственном изоляторе днем позже, то неизвестно, когда бы эта помощь была оказана.
- Мой супруг Канат Нураханулы, а также мой свекор Нурахан Махатов находятся под арестом уже год! Их несправедливо обвиняют в организации массовых беспорядков. Доказательств в совершении ими организации никаких нет. Мы долгое время надеялись, что справедливость восторжествует, но, к сожалению, до сегодняшнего дня этого не произошло. Нашему папе 64 года, у него ухудшается самочувствие, он похудел на 30 килограммов. Мой супруг в ту ночь пошел искать отца. Но его решили арестовать прицепом вместе с папой. На данный момент у мужа сложный перелом руки со смещением, требуется оперативное вмешательство и должный уход. В тюрьме этого нет. Медики халатно выполняют свою работу, - рассказала нам супруга Каната Нураханулы Никара НУРАХАН.
Адвокат подсудимого Габит ПРМАГАМБЕТОВ заявил ходатайство об изменении меры пресечения на время лечения. Но судья в удовлетворении ходатайства отказал. Сейчас заседания проходят под председательством судьи специализированного межрайонного суда по уголовным делам Жамбылской области Нуржана КАДЫРБЕКА.
Сейчас допрашивают потерпевших. И ситуация немного непонятна. Владельцы оружейных и охотничьих магазинов заявляют, что ущерб им полностью возмещен палатой предпринимателей “Атамекен”. Допрашиваемые говорят, что подсудимых не знают и претензий к ним не имеют.
- 5 января (2022 года. - А. А.) позвонили из полиции и сказали сдать им все оружие в связи с тем, что в городе начались беспорядки. А оттуда все было похищено. Что не унесли - испортили. Мне за похищенное оружие ущерб возместили, а за испорченное нет. Все испорченное оружие сейчас в ДП. К полиции у меня претензии, которая не смогла сохранить оружие. Я буду обращаться с иском, - заявил представитель ТОО “Маке” Марат МУСАЕВ.
Получается, по всем делам, связанным с январскими событиями, потерпевшими являются одни и те же лица. На вопрос адвокатов, знают ли они, кого и за что судят и на какой они процесс пришли, потерпевшие отвечали “нет”.
Интересно также и то, что потерпевшими по одному и тому же зданию, расположенному по адресу: ул. Сулейменова, 1, выступают как управление внутренней политики акимата Жамбылской области, так и областной филиал партии Amanat. О том, что на момент январских событий здание принадлежало партии, а потом передарено государству, мы уже писали (см. “Ум есть. Где честь и совесть?”, “Время” от 7.9.2022 г.). А “познания” юриста управления внутренней политики Каната АЛИМЖАНОВА по делу вообще ввели в ступор участников процесса.
- У нас претензии конкретно к Жаксылыку АБДУЛЛАЕВУ, Нурахану Махатову и Канату Нураханулы, которые уничтожили здание путем поджога, - сказал юрист.
- Я вообще на площади не был! Тем более к Nur Otan не подходил! - не выдержав, выкрикнул подсудимый Абдуллаев.
Возмущенные адвокаты подсудимых задали вопрос: откуда такие данные? Алимжанов заявил, что из обвинительного акта. При этом госслужащий дерзил, пытался съязвить что-то о логике защитников. А когда ему предоставили обвинительный акт и попросили найти доказательства того, что именно те люди, которых он обвинил в поджоге, сделали это, он не смог.
- Обвинительный акт на 500 листах изучить и владеть информацией, которой не владеем даже мы и сами потерпевшие, нереально. Как адвокат, я знаю, что написано в обвинительном акте, потому что я его изучал. И таких сведений в нем нет. Мы подали ходатайство о том, чтобы Алимжанова потерпевшим суд не признавал. Данный человек в материалах дела потерпевшим не значится, - заявил адвокат Прмагамбетов.
Судом ходатайство отклонено. Но все же управлению внутренней политики акимата Жамбылской области на такие серьезные процессы, видимо, следует направлять более компетентных людей, ведь на кону судьбы людей.
Айжан АУЕЛБЕКОВА, фото автора, Тараз