Пациент с ружьём
В понедельник в Алматы суд огласил приговор по громкому делу об убийстве врача Юрия ШУМКОВА
4 апреля в южной столице произошло беспрецедентное для Казахстана происшествие: на парковке возле дома застрелили известного в городе гастроэнтеролога. Почти сразу подозреваемым стал его пациент Нуржан ТУРСЫНБАЕВ.
Процесс проходил в специализированном межрайонном суде по уголовным делам Алматы. Первое из заседаний, которые проходили дважды в неделю, состоялось 23 ноября. Все это время Турсынбаев участвовал в процессе лежа: мол, состояние здоровья не позволяет сидеть. Это вызвало разную реакцию: одни ему посочувствовали, другие, в особенности коллеги Юрия Шумкова, сочли, что подсудимый давит на жалость. В любом случае своей тактике он не изменил до конца и даже приговор выслушал, находясь в горизонтальном положении.
Участники процесса постепенно восстанавливали цепочку событий. Турсынбаев взял ружье, которое похитил у своего знакомого, и в ночь на 4 апреля приехал на стоянку возле дома, в котором жил Шумков. Сидел в машине и ждал врача. Рано утром Юрий Петрович пришел на парковку, чтобы забрать свой автомобиль и поехать на работу.
По версии подсудимого, все происходило так. Он подошел к Шумкову и сказал: “Выходи, надо поговорить!” Врач нагнулся и стал что-то искать под подлокотником машины. “Я увидел в его руках что-то черное. Мое состояние было очень тяжелое. Подумал, что это оружие. Я выстрелил в окно машины. Он вышел, я выстрелил сзади еще раз”.
Адвокат потерпевшей стороны Татьяна ИВАНОВА рассказала, что мужчина стрелял трижды. Сначала попал в лицо Юрию Петровичу (в этот момент он вышел из машины). Нажал на курок во второй раз - осечка! Турсынбаев перезарядил ружье. Третий выстрел, в голову, оказался смертельным.
На одном из заседаний выступила девушка, ставшая невольным свидетелем преступления. Она пришла на стоянку, чтобы забрать свою машину, и увидела человека с окровавленным лицом. Первый порыв был помочь человеку. Но в этот момент она заметила мужчину с ружьем - тот как раз перезарядил его и выстрелил.
- Он сделал это очень хладнокровно. Спокойно перезарядил ружье, также спокойно поднял его и выстрелил ему в лицо. Никаких метаний в его действиях или нервных движений не было. После убийства он также спокойно ушел со стоянки не оборачиваясь, - рассказала свидетельница в суде.
Покинув место убийства, стрелок сел в первое попавшееся такси (оно в этот момент подъехало к обочине), навел ружье на водителя и потребовал, чтобы тот ехал. По пути в микрорайон “Шанырак” машину остановили патрульные, и Турсынбаева задержали. Он пытался оказать сопротивление, в результате чего один из полицейских получил удар прикладом по голове, но был обезврежен.
С самого начала, еще до суда, и подсудимый, и его близкие акцентировали внимание на состоянии его здоровья: дескать, был совсем плох, несколько лет ходил по больницам с жалобами на боль в момент глотания. Якобы его довели до ручки и в физическом, и в эмоциональном плане - не выдержал.
Этой линии защита стрелка придерживалась до конца. Во время заседаний подробно рассказывали, что медики толком помочь не могли, хотя мужчина обошел кучу врачей в Казахстане и даже ездил на лечение в другие страны. Выяснилось, что у Турсынбаева был застарелый перелом щитовидного хряща. Когда именно он получил эту травму, сказать нельзя. Но точно, как заверяют эксперты, не во время гастроэнтерологического исследования, которое проводил Юрий Шумков. На него подсудимый и грешил. Говорил, что после этого стал чувствовать себя еще хуже.
- Мое здоровье сейчас очень тяжелое. А когда это произошло, мне было еще хуже. Я даже не мог разговаривать, мое состояние было очень плачевным. Не мог кушать ничего. Еле передвигался, - жаловался он в суде.
И убеждал, будто не верил, что проживет так долго. С момента убийства прошло восемь месяцев. Турсынбаев же, по его словам, весной отмерил себе не больше двух недель: мол, иначе на преступление не пошел бы.
Однако в конце декабря суд зачитал результаты медицинского освидетельствования. В них говорилось, что подсудимый преувеличивает свое болезненное состояние. Он, конечно, с этим не согласился, стал пенять на цеховую солидарность: якобы эксперты, давшие заключение, поддерживают погибшего коллегу.
Но противоположная сторона стояла на своем. Адвокат потерпевших отмечала, говоря о здоровье Турсынбаева: “Это имитация того, чего нет. Обследование показало, что никаких аномалий или патологий, которые не позволяли бы ему самостоятельно двигаться, у него нет”.
В последнем выступлении мужчина уверял, что убивать Шумкова не хотел, а на автомобильную стоянку пришел, чтобы поговорить. Но почему с ружьем и кухонным ножом, который тоже нашли при нем в момент задержания?
- Если бы я хотел убить Шумкова, я не ходил бы под камерами, я бы застрелил его издалека. Мне нужно было знать, что со мной было... Если бы знал, что доживу до этого момента, я бы не пошел на это. Сильно раскаиваюсь. Прошу прощения у потерпевшей стороны и у своих родных, что я всех довел до этой ситуации, - каялся подсудимый.
Однако экспертиза показала, что в момент убийства Юрия Шумкова подсудимый не находился в состоянии аффекта. Он частично признал вину, но попросил учесть его состояние. На предпоследнем заседании суда прокурор зачитал обвинительный акт и попросил признать Нуржана Турсынбаева виновным по нескольким статьям Уголовного кодекса, главные из которых “убийство” и “незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств”. По совокупности он просил суд назначить 20 лет лишения свободы в колонии максимальной безопасности.
В итоге суд приговорил Нуржана Турсынбаева к 18 годам лишения свободы в колонии максимальной безопасности. Судья Еркин МАЙШИНОВ признал его виновным по всем предъявленным статьям. Кроме того, Турсынбаев должен выплатить семье погибшего врача 15 миллионов тенге в качестве компенсации за причинение морального вреда.
Оксана АКУЛОВА, Алматы