Сидеть - так вместе!
Житель Усть-Каменогорска, которого осудили за растрату бюджетных средств в особо крупном размере, потянул за собой бывшего работника прокуратуры Восточно-Казахстанской области и даже своего адвоката…
Недавно завершилось очередное судебное разбирательство, связанное с РГП “Енбек-Оскемен”. Реабилитационного управляющего госпредприятия Асхата КУДАЙБЕРГЕНОВА осудили на восемь лет лишения свободы за растрату с использованием служебного положения. Но действовал он не один, а в паре с устькаменогорцем Мирасом БАЙКЕНОВЫМ, получившим аналогичный срок. Кудайбергенов к нему обратился, потому как тот имел опыт в сфере госзакупок и строительных работ.
А признали их виновными в том, что в 2019 году они заключали фиктивные договоры с подконтрольным предприятием и похитили 47 708 424 тенге, принадлежащих РГП “Енбек-Оскемен”. Деньги предназначались на ремонт детского оздоровительного лагеря, сельского клуба, замену окон в школе.
А вообще-то, если верить показаниям одной из свидетельниц, у этих двоих были странные отношения. Байкенов устроил эту самую свидетельницу в “Енбек-Оскемен”, чтобы там был свой человек. Женщина должна была сообщать ему обо всех разговорах, которые там велись, фотографировать документы и… втыкать иголки в кресло Кудайбергенова. Когда она спрашивала, для чего это, Байкенов отшучивался и говорил: на смерть.
И Кудайберенов, и Байкенов вину не признали, однако, когда запахло жареным, последний стал топить всех, кто, по его словам, хотел спасти его от тюрьмы, но лишь поимел с него деньги.
Так, еще до вынесения Байкенову приговора на скамье подсудимых оказался юрист коллегии адвокатов Восточно-Казахстанской области. Когда дома у Мираса Байкенова производили обыск, при этом присутствовал этот самый юрист, приглашенный хозяином. После этого, по версии следствия, у адвоката созрел план, как сорвать куш.
Юрист сказал Байкенову, что вскоре его могут заключить под стражу, а чтобы этого избежать, требуется 2 000 долларов. Деньги по курсу в тенге были переведены на карту адвоката. В последующем он захотел получить аналогичную сумму тем же способом, однако Байкенов, заподозрив неладное, написал заявление в антикор, и адвоката задержали при получении денег.
Во время главного судебного разбирательства было заключено процессуальное соглашение в форме сделки о признании вины. Адвоката приговорили к ограничению свободы и запретили в течение трех лет заниматься адвокатской деятельностью.
Но дело приняло неожиданный оборот. В алелляционной жалобе он заявил, что вину не признавал и не признает, и просил его оправдать, а процессуальное соглашение заключил лишь затем, чтобы приговор был вынесен до важной для его семьи даты. Коллегия областного суда отменила приговор и направила дело на новое рассмотрение.
За гораздо большую сумму - 10 000 долларов - намеревался помочь, но только, видимо, на словах, Байкенову и бывший сотрудник прокуратуры Восточно-Казахстанской области Айдар СУТТУБАЕВ.
К нему за помощью, по материалам дела, Байкенов обратился сам в 2021 году, когда еще велось досудебное расследование. Суттубаев заверил приятеля, что у него остались связи в надзорном органе и он поможет избежать уголовного преследования. В общей сложности Байкенов передал ему чуть больше двух миллионов тенге.
Антикор от него действительно отстал, но спустя какое-то время в дом нагрянули с обыском сотрудники ДЭР… После этого Суттубаев сам позвонил Байкенову и сказал, что уладить ситуацию будет дороже - 45 000 долларов, которые якобы тоже необходимо передать в прокуратуру. Байкенов, посоветовавшись с братом, решил написать заявление в антикор. Но в местный побоялся, поэтому отправил гонца в Астану - пожаловаться в Агентство по противодействию коррупции.
Там, надо отдать должное, отреагировали и прибыли в Усть-Каменогорск, чтобы вывести прокурорских на чистую воду. Однако, как отметил сотрудник агентства, допрошенный в суде, “в ходе оперативных мероприятий добыть достаточные доказательства вымогательства взятки должностными лицами прокуратуры Восточно-Казахстанской области не удалось”.
Суд №2 Усть-Каменогорска признал Суттубаева виновным в мошенничестве и назначил ему полгода ограничения свободы.
Елена СУПРУНОВА, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Усть-Каменогорск

Елена СУПРУНОВА