Если жив - не проси!
В Талдыкоргане чудом выживший на производстве охранник не может добиться компенсации от своего работодателя и газовой компании.
Утро 22 октября талдыкорганцы запомнят надолго. Сильный взрыв заставил многих проснуться. Люди испугались не на шутку и начали звонить в службу 101. Департамент по чрезвычайным ситуациям Жетысуской области не стал испытывать терпение горожан и тут же распространил сведения о том, что взрыв произошел на территории кабельного завода.
В результате взрыва обрушились стены и потолки сторожевого домика. Площадь разрушения составила более 50 квадратных метров. Тогда выяснилось, что серьезно пострадал охранник 1982 года рождения. Мужчина получил ожоги рук и лица.
Предварительной причиной взрыва назвали утечку природного газа. А спустя два месяца в корпункт редакции газеты пришел сам пострадавший.
- Если честно, никогда не думал, что придется просить помощи у журналистов, хотя сам имею юридическое образование и не один год проработал в системе МВД, - признается Мэлс АШИМКУЛОВ. - На кабельный завод я пришел работать после того, как меня комиссовали. Хотя если бы не навыки, полученные во время службы в ОМОНе, вряд ли выжил бы.
Как рассказывает бывший полицейский, на дежурство он заступил вечером. Ночь прошла спокойно. Под утро, совершив очередной обход территории, он сел заполнять журнал.
- Даже не успел положить ручку на стол, как раздался сильный взрыв. Автоматически обхватив обеими руками голову, я присел. Тем самым смог защитить себя от огня и получить минимальный ожог, - говорит Мэлс. - Все вокруг горело, и, чтобы спасти свою жизнь, мне нужно было выбраться из здания. К окну невозможно было пробраться, оно тоже было охвачено огнем. Сосредоточиться мешал едкий дым. Закрыв лицо курткой, я стал выбираться наружу. Когда увидел, что двери моей комнаты забаррикадированы упавшей бетонной плитой, стало еще страшнее. Пролез через плиты, оперся о косяк спиной и ногами стал выдавливать двери.
Видимо, чудеса происходят, раз наш герой смог выбраться из такого ада. Более того, он позвонил на 101 и вызвал себе скорую помощь. На место взрыва прибыли не только пожарные, но и дознаватели ДЧС и следственно-оперативная группа управления полиции Талдыкоргана.
Как оказалось, вдоль территории кабельного завода проходит газовая магистраль “КазТрансГаз Аймак” и причиной взрыва стал дефект в газопроводе. Если точнее, из-под земли торчала труба без вентилей. Из этой трубы исходил резкий запах газа. Сотрудники газовой службы установили заглушку и уехали.
Что стало причиной пожара, должны были выяснить сотрудники полиции Талдыкоргана, но пока тишина. В областной многопрофильной больнице города Мэлсу Ашимкулову диагностировали ожоги девяти процентов головы, рук и ног.
По сути, на родном заводе Мэлса должны были встречать как героя, которому удалось чудом избежать смерти и тем самым спасти предприятие от дурной славы. Однако в отделе кадров, куда он принес больничный лист, парня огорчили, сказав, что ему выплатят только пособие по временной нетрудоспособности, а компенсацию всех расходов, которые он понес из-за травмы, они не смогут оплатить.
- Во время взрыва я находился на рабочем месте, значит, получил производственную травму, за которую по закону должен получить хоть какую-то компенсацию. Но мне отказали. Такое отношение работодателя возмутило меня, и я обратился в управление по инспекции труда Жетысуской области, чтобы они помогли восстановить справедливость. Но и здесь я получил отказ: мол, степень тяжести полученных травм не относится к числу тяжелых производственных! - возмущается Мэлс. - Оказывается, по их стандартам, я должен был получить тяжкие увечья или умереть! А то, что сумел спастись, никакими деньгами не поощряется.
Тем не менее Мэлс Ашимкулов написал жалобу в прокуратуру, чтобы там все же установили виновных лиц, из-за которых он получил увечья, и наказать тех, кто не хочет ему выплачивать компенсацию за производственную травму.
Сандугаш ДУЙСЕНОВА, Талдыкорган