4200

Всё упирается в столб

Это трагедия произошла прошлым летом и потрясла весь регион. Восьмиклассник перелезал через забор школы, схватился за фонарный столб и упал замертво. Позднее судмедэксперты выдадут заключение, что мальчик умер именно от удара током. Однако до сих пор полицейские не могут выяснить, что было под напряжением - забор или опора освещения? Следователи ссылаются на то, что невозможно провести необходимую экспертизу, так как зло­счастный столб уже демонтировали.

Всё упирается в столб

Даже спустя столько времени брат 14-летнего погибшего мальчика Павел МАКАРОВ поминутно помнит трагический день. В тот июньский вечер его младший брат Рубен МАКАРОВ пошел с друзьями на территорию школы позаниматься на турниках и брусьях. Мама подростка торговала на рынке рядом со школой и отпустила его ненадолго, так как скоро начнет темнеть.

- Когда Рубен перелазил через забор, фонарный столб еще не горел, так как было светло, а спустя какое-то время его включили. Когда мой брат возвращался, то он стал перелазить через забор, зацепился за него шортами и, чтобы не упасть, схватился одной рукой за этот фонарный столб. После чего его ударило током, и он упал вниз на асфальт. Со слов очевидцев, которые были там в тот момент, они сразу подбежали к моему брату, чтобы оказать помощь. Когда прохожие попытались оттащить его от забора за руки, то их тоже ударило током, поэтому они стали тянуть его за футболку. Затем эти же двое мужчин начали оказывать братишке первую помощь, один качал сердце, а второй делал искусственное дыхание. По словам очевидцев, Рубен приходил в себя и снова отключался. Находящиеся там люди вызвали скорую, - вспоминает Павел Макаров.

На место происшествия Павел после звонка матери, сообщившей о трагедии, добрался одновременно со скорой помощью. Однако, как впоследствии вы­яснится, вместо реанимобиля на вызов отправили обычную бригаду врачей, у которых не оказалось дефибриллятора. В результате приехавшим медикам ничего не оставалось, как зафиксировать смерть ребенка. После того как погибшего увезли, осмотром места происшествия занялись полицейские. По словам Павла, также был вызван дежурный электрик, которого тоже ударило током, стоило ему схватиться за этот фонарный столб.

Рубен Макаров

- После этого они стали выяснять причину, что-то искать, отключать. В результате в протоколе было указано, что кабель, идущий к столбу, был засыпан булыжниками, а сам фонарный столб стоял очень близко к забору школы. Помимо этого в центральном щите не было предохранителей, которые при замыкании автоматически обесточили бы опоры освещения.

Причины случившегося электрики и полицейские выясняли на протяжении двух дней. После этого к нам приехали сотрудники акимата, и я попросил их убрать этот фонарный столб, так как мало ли кто еще мог пострадать от него, да и мои родители живут в соседнем доме и каждый день проходят мимо него на рынок. Но тогда мне никто не сказал, что, пока идет следствие, фонарный столб трогать нельзя, - сетует Павел Макаров.

Как бы то ни было, в момент осмотра места происшествия следователям удалось все зафиксировать, отправить полученные данные на экспертизу. Спустя месяц Павел получил медицинское заключение о смерти своего брата, в котором причиной был указан удар током. До этого следователи склонялись к тому, что мальчик мог умереть от удара головой, полученного во время падения с забора на асфальт.

В департаменте полиции Мангистауской области тогда заявляли, что проводится проверка двух компаний, которые занимаются обслуживанием электросетей областного центра, - ГКП “АУЭС” и ТОО “Актау Сервис Курылыс”. Вот только на деле следователи не спешили с проведением дальнейшего расследования.

- Выяснилось, что необходима дополнительная экспертиза, теперь уже независимая. Пришлось ждать экспертов из Алматы, которые приехали только в октябре. Я присутствовал там. Помимо этого пригласили независимого электрика, который показал экспертам фотографии с щитком, где обнаружили нарушения. Кроме того, предоставили им протоколы с места происшествия, медицинское заключение о смерти брата. Однако в декабре пришло заключение этих экспертов, в котором они указали, что невозможно установить причину, так как фонарный столб уже демонтировали, - рассказывает Павел Макаров.

Павел Макаров с братом и его друзьями

Затем произошли печальные январские события, и расследование дела и вовсе спустили на тормозах. За это время в этом деле сменилось несколько следователей.

В феврале нынешнего года Павел вместе со своим адвокатом обратился к новому следователю, который обещал назначить очередную экспертизу. До ее назначения и получения результатов следователь приостановил расследование дела. Тогда Макаров обратился в прокуратуру с ходатайством о возобновлении расследования дела. После нескольких месяцев ожиданий Павла вызвали в УВД.

- В наше дело вмешались уже руководители и пообещали, что закончат расследование в течение месяца. Это было в конце сентября. Однако уже ноябрь заканчивается, а толку никакого нет. Выясняется, что теперь не могут определить виновных лиц. Дело в том, что когда произошло несчастье с моим братом, то именно тогда обслуживание фонарных столбов отдали другой компании. И на тот момент новая компания якобы еще не приняла их на баланс, - говорит Павел.

А в следственном отделе управления полиции Актау дают тот же комментарий, который давали сразу после случившегося.

“Идет досудебное расследование по статье 254 Уголовного кодекса (“недобросовестное отношение к обязанностям”), проводятся все необходимые следственные действия и назначена повторная судебная электрическая экспертиза, по результатам которой будет принято процессуальное решение. Иные сведения в интересах следствия не распространяются”, - говорится в заявлении следователей.

Не так давно Павла, как он вспоминает, вызывал следователь, чтобы уговорить закрыть уголовное дело для перевода его в разряд гражданских - якобы так проще взыскать материальный и моральный ущерб. Однако брат погибшего мальчика категорически отказался от этого, так как ему важнее установить действительно виновных в этой трагедии.

Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ, фото автора и Павла МАКАРОВА, Актау

Поделиться
Класснуть