Сколько сейчас стоит ребёнок
Преступную группировку, несколько лет занимавшуюся торговлей новорожденными детьми в Алматы, возглавляла женщина, которую окружающие знали как очень набожную мусульманку.
В Казахстане периодически случаются громкие скандалы с продажей-покупкой детей. Иногда это частные случаи, а иногда, как было в 2015-м, разоблачение банды, состоявшей из врачей алматинской многопрофильной больницы. Оказалось, что медики на постоянной основе уговаривали матерей-одиночек оставлять новорожденных в клинике, чтобы позже продать их бездетным семьям. Тогда следствию удалось доказать 22 факта продажи младенцев, совершенных сотрудниками больницы за восемь лет. Цена вопроса семь лет назад была от 150 тысяч тенге до 6 тысяч долларов.
В 2016 году суд вынес приговор 32 обвиняемым - на скамью подсудимых сели десять медработников, четыре роженицы, муж одной из них и 17 покупателей. Матери, торговавшие новорожденными, получили по два года колонии строгого режима.
Случай, конечно, ужасный и по цинизму, и по тому, как широко этот бизнес был поставлен на поток. А новое дело, раскрытое алматинскими полицейскими, показывает, что торговля детьми вышла на новый уровень. Нашему корреспонденту удалось узнать, что теперь бизнес по продаже младенцев стал компактнее. И продажи идут почти в открытую в социальных сетях…
Минувшим летом оперативники наткнулись на одну из виртуальных групп, обсуждавших вопросы покупки детей. Началась оперативная разработка с использованием специальных техсредств. Негласные следственные действия показали, что в южной столице действительно процветает торговля новорожденными. Когда стало понятно, что практически во всех криминальных сделках оплата идет безналом, в полицейскую операцию подключили специалистов Агентства по финмониторингу. Собрав необходимые доказательства, алматинские убоповцы начали серию задержаний.
Первыми у вокзала Алматы-1 взяли супружескую чету. Рядом находились две бездетные семьи и два ребенка с мамашами. На руках у продавщицы были свидетельства о рождении с вписанными данными новых родителей.
Это стало известно только сейчас, ранее полиция особо не распространялась по данному делу. Хотя проводились брифинги, на которых подтверждалось, что в Алматы есть устойчивая группа, помогавшая за деньги бездетным обзавестись детьми, а желающим от них избавиться - сделать это с выгодой и документальным сопровождением.
В новом громком деле организаторами бизнеса выступили не врачи, а глубоко верующая женщина, которую мы назовем условно Мариям. Все, кто знал Мариям, не могут поверить в то, что эта женщина могла сотворить подобное. Если говорить упрощенно, то в той жизни, которая у всех на глазах, подозреваемая казалась правовернее самых правоверных - покрытая платком, посещавшая мечеть, строго соблюдавшая все каноны ислама. И вдруг выясняется, что она даже не какая-нибудь пособница, а организатор ОПГ, в которую, кстати, входила и сотрудник юстиции.
Мариям и ее супруга задержали в сентябре. Недавно на брифинге некоторыми подробностями поделился начальник департамента по борьбе с организованной преступностью МВД Канат НУРМАГАМБЕТОВ. По его словам, преступная группа обеспечивала проданных младенцев свидетельствами о рождении, так как в нее входил и сотрудник районного отдела рагса (регистрация актов гражданского состояния). А сумма сделок варьировалась от одного до двух миллионов тенге, подделка документов и выдача справок доходила до 700 тысяч.
Мариям, мать двоих несовершеннолетних детей, часто проводила время в соцсетях. В одной из групп
наткнулась на посты нескольких молоденьких беременных, жаловавшихся на судьбу и безответственных парней, которые, едва узнав об интересном положении своих любимых, сразу обрывали с ними все контакты. Делать аборт девицы не хотели, но и принести в родные аулы дите в подоле тоже не могли - набивший уже оскомину пресловутый уят. Практически в это же время в другой популярной сети несколько бездетных супружеских пар сетовали на бюрократизм чиновников, ответственных за усыновление (удочерение).
В базе данных Республиканского банка детей-сирот детально расписаны все шаги по усыновлению. Для начала нужно собрать восемь документов - начиная от копий удостоверений личности, справок о наличии или отсутствии судимости, о зарплате и заканчивая сведениями из нарко- и психдиспансеров. А после выполнить еще кучу разных требований, заполнить кипу бумаг и ждать решения суда, который может и отказать в усыновлении (удочерении). Кроме того, есть еще много рутинных обязанностей. Например, приемные семьи могут периодически проверять органы опеки, что сделает тайну усыновления для самих усыновленных весьма условной.
На том, как обойти бюрократизм, и построила свою криминальную схему Мариям. Она знакомилась и встречалась с беременными, убеждала рожать и хорошо заработать (цена младенца - миллион тенге). К слову, больше десяти мамаш пошли на сделку с совестью (точное количество торговцев младенцами и покупателей будет устанавливаться в ходе следствия).
Все отказницы - молодые и здоровые первородки, среди которых есть и жительницы соседнего Узбекистана. Если дети рождались без патологий, то торговцы и покупатели встречались в Алматы. После этого “родители” увозили младенцев в Актобе, Атырау, Шымкент и Астану.
Когда новорожденного “усыновляли”, в дело вступала Лаура, не так давно проводившая церемонии бракосочетания в одном из районных отделов рагса.
Перед увольнением из органов юстиции Лаура открыла на свое имя ИП и стала проводить свадебные мероприятия. Но после длительных переговоров со своей знакомой Мариям поняла, что ее легальный бизнес - сущие копейки по сравнению с тем, что предлагала верующая женщина.
Свои услуги по изготовлению свидетельств о рождении Лаура оценивала от полумиллиона до 650 тысяч тенге, и Мариям без проблем переводила эти деньги через банковское приложение. К слову, свидетельства были настоящими - со всеми степенями защиты и гербовыми печатями.
Криминальный бизнес Мариям и Ислама (это муж организатора ОПГ) процветал, но одного супруги не учли. В полицейских подразделениях несколько лет назад были созданы специальные группы, задача которых - мониторинг соцсетей на предмет выявления торговли наркотиками и оружием, мошенничеств и финансовых пирамид, проституции и торговли людьми, включая продажу новорожденных. В их поле зрения и попала Мариям. А дальше, как говорится, дело техники.
Сейчас борцы с оргпреступностью выезжают в города, где живут новоиспеченные родители, чтобы выполнить весьма неприятную миссию. Говоря языком следователей, им необходимо изъять из семей купленных детишек и поместить их в дома ребенка до приговора суда. Сложно представить реакцию родителей, за несколько лет ставших родными для детей, и самих детей, которых теперь вырывают из семей.
Взрослые, конечно, понимают, что ребенок обрел полную и любящую его семью незаконным путем. В кабинетах оперативников они признаются, что пошли на такой шаг, потому что усыновить законно очень сложная бюрократическая процедура.
Самому старшему проданному мальчику уже четыре года, он живет в столице. Говорят, развит не по годам, очень любит своих небиологических родителей, а они настолько сроднились с ним, что сыщики тянут до последнего с командировкой - даже самым суровым убоповцам не хочется их разлучать. Но этого требует закон…
А мамаши-кукушки дают показания как под копирку: беременность скрывали от родителей, говорили им, что устроились на работу и по этой причине не могут приехать в родной аул. Часть денег от продажи собственного ребенка отправляли родителям.
Пока фигурантами уголовного дела являются шесть человек - пятерых уже арестовали, один под подпиской о невыезде. Нам известно, что в роли продавцов выступили шесть мамаш. Надеемся, что в этот раз повторится хеппи-энд предыдущего громкого дела с продажей младенцев в Алматы. Тогда суд решил оставить детей купившим их родителям.
P.S. Несколько лет назад Мариям с Исламом также купили двух детей - родить самой у женщины не получилось. Говорят, по этой причине Мариям ударилась в религию. Судя по всему, их дети могут встретить свое совершеннолетие в стенах детдома. По статье 135 УК РК “торговля несовершеннолетними” организаторам криминального бизнеса грозит до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы