4238

Под грифом “секретно”

Как чиновники футболили по госорганам правозащитника, который пытался выяснить, в каких местах Усть-Каменогорска захоронен радиоактивный грунт

Под грифом “секретно”

Опасное “наследство”

Усть-Каменогорск, пожалуй, единственный город в Казахстане, где вкупе с другими экологическими проблемами есть и так называемые радиоактивные пятна. То есть это зараженный грунт, находящийся на определенной глубине. Все это наследство уранового производства, радиоактивных хвостов доводочных фабрик комбината “КалбаОлово” и других предприятий, действовавших в середине прошлого столетия.

Областной центр разрастался, возможно, где-то земляные работы проводились ненадлежащим образом, и фрагменты зараженного грунта и твердых радиоактивных отходов были рассредоточены на территории города. Исследования по выявлению радиоактивных аномалий проводились не единож­ды, последний раз в 2004 году сотрудниками ТОО “Экосервис С”. Итогом ревизии стал кадастр радиоактивных аномалий и источников ионизирующего излучения. Вот только информация о местонахождении всех этих аномалий не афишируется.

Получается, что горожане узнают о них уже постфактум, когда пятна ликвидируют. Выемку зараженного грунта начали вести с 2006-го. Но в год ликвидируют, как правило, лишь по одному пятну.

В 2017 году коммунальщики вскрыли могильник радиоактивных отходов в студгородке.

Самое страшное, что радиоактивный грунт находится в черте жилой застройки. Например, от радиации почистили территорию частных домов на улицах Попова и Тынышпаева, газон возле мед­учреждения на проспекте Абая, участок возле пешеходного моста на Октябрьском острове.

Самый крупный радиоактивный очаг расположен в районе Восточно-Казахстанского технического университета (ВКТУ). Мощность экспозиционной дозы на поверх­ности - 130 микрорентген в час, тогда как естественный уровень радиации для данной местности - 12-14 микрорентген в час. Кстати, в облСЭС еще в 1991 году рекомендовали очистить в студгородке загрязненные территории, чтобы снизить влияние радиации на здоровье людей. Но зараженный грунт выгребают до сих пор и в несколько приемов. Например, дезактивация велась там в 2017-2020 годах. Так, в 2020-м выделили больше 80 миллионов тенге на ликвидацию сразу двух пятен.

Этим лишь бы отфутболить

В августе прошлого года правозащитник, юрист Алексей БОЖКОВ направил заявление в департамент экологии Восточно-Казахстанской области, в котором обозначил, что нужно в районе всех “грязных” пятен установить таблички с указанием уровня излучения.

- Этот вопрос напрямую связан со здоровьем - моим, моих детей и других жителей нашего города. Хотя, конечно, горожане меня не уполномочили от их имени выступать, но тем не менее… - поясняет Алексей. - Каждый из нас имеет право знать, где находится радио­активное пятно, какова его площадь, расползается оно дальше или нет, какова интенсивность излучения. Исходя из этого мы уже сможем для себя решить, обходить ли эти пятна стороной. Детский сад находится в студгородке. И у меня нет стопроцент­ной уверенности, что он расположен не в черте пятна.

Однако департамент экологии заявление Божкова перенаправил в другие госорганы - управление санэпидконтроля, УЧС и управление природных ресурсов и регулирования природопользования. Алексей пожаловался в Минэкологии и поинтересовался, какой же госорган компетентен решить эти вопросы. В министерстве ответили: ответственным по обеспечению и контролю радиа­ционной безопасности населения является комитет атомного и энергетического надзора и контроля. Тогда Божков обратился в территориальное подразделение комитета, однако оттуда его послали… в департамент экологии!

- То есть обращение перенаправлялось из одного государственного органа в другой и в итоге побывало в десяти учреждениях, - констатирует Алексей Божков.

Не хотите по-хорошему?..

Тогда правозащитник обратился в суд с требованием принудить ответчиков, в число которых включил и акимат Усть-Каменогорска, рассмотреть заявление по существу. Представители госорганов и тут заявили, что в их компетенцию установление границ радиоактивных пятен не входит. Суд первой инстанции с ними согласился, однако в апелляционной инстанции все же нашли крайнего. Согласно Экологическому кодексу именно акимат должен проводить выявление, оценку, ликвидацию объектов исторического загрязнения.

Вот так через суд акимат Усть-Каменогорска обязали зарегистрировать и обеспечить рассмот­рение обращения Божкова.

В заявлении на имя акима города помимо необходимости обозначения границ радиоактивных пятен Алексей потребовал рассекретить сведения из кадастра радиоактивных аномалий и источников ионизирующего излучения, опубликовав их на ведомственных сайтах и в СМИ.

В 2019 году ликвидировали пятно в районе ВКТУ.

В акимате Алексею ответили, что вопрос надо изучить, поэтому заявление его будут рассматривать два месяца. Изучали-изучали, а в итоге ответили: оставить без удовлетворения в связи с невозможностью исполнения! Поскольку, дескать, нет соответствующего финансирования и не представлен государственный реестр объектов исторического загрязнения.

И снова Алексей идет в суд… Усть-Каменогорский городской суд признал незаконным и отменил решение акимата по заявлению Божкова.

А вот в суде представитель управления природных ресурсов и регулирования природопользования сказала удивительную вещь: кадастр предназначен для служебного пользования. Снятие такого грифа является невозможным, поскольку может привести к социальной напряженности!

В распоряжении редакции все же оказался перечень аномалий, выявленных ТОО “Экосервис С” в 2004 году. К примеру, по его данным, пятно имеется на берегу бывшей протоки Комендантки. Фонит подсыпной грунт на углу многоэтажки на улице Бажова.

Вошли ли эти аномалии в кадастр и сколько всего сейчас пятен в городе, выяснить не удалось: в управлении природных ресурсов на контакт с журналистом не пошли.

- По закону все, что касается радиоактивного загрязнения, не подлежит засекречиванию. Это должна быть общедоступная информация, - считает Алексей Божков. - Проблема в том, что госорганы почему-то не придерживаются норм закона. В нормальном, открытом, слышащем, справедливом государстве - столько эпитетов придумано в последнее время - я даже судиться на этот счет не должен.

Наша газета будет следить за развитием событий.

Елена СУПРУНОВА, фото предоставлено ТОО “Экосервис С”, Усть-Каменогорск

Поделиться
Класснуть