Попали в зону безответственности
Целых полгода сразу несколько государственных ведомств и адвокаты Гульнур АЛМАСОВОЙ пытаются выяснить, кто именно и какую ответственность должен понести за ее смерть в зоне отдыха “Океан” Уйгурского района Алматинской области.
13 мая 2022 года. Гульнур с 8-летним сыном Арсеном и друзьями семьи приехала в зону отдыха в Чунджу. Пили, купались, отдыхали - накануне Гульнур продала свою квартиру. На вторые сутки собрались в Алматы. Пока ждали таксиста, взрослые пошли поспать. За Гульнур пришел Арсен и позвал искупаться. Гульнур была нетрезвой, но не отказала ребенку. Там кроме Арсена плавала 12-летняя дочь друзей. Она и забила тревогу, сообщив своим родителям, что Гульнур-тате спит… на дне бассейна.
И сразу появляются разные версии: друг Гульнур по имени Марипжан уверяет, что именно он достал тело из воды. Но собственник “Океана” говорит, что сотрудники администрации сами подняли утопленницу из бассейна - якобы ее друзья были пьяными. Как выяснилось, в тот день, кроме компании Гульнур, в “Океане” других клиентов не было. Кто прав, установить пока не удается, хотя на территории зоны отдыха имеются камеры видеонаблюдения, Марипжан пояснил, что просматривал запись вместе с работниками “Океана”.
По словам Арзыгуль, сестры погибшей, ее тело пролежало в воде где-то около получаса. По идее, хронология событий должна была быть на видео. Когда спустя двое суток (!) запись изъяли полицейские и передали на экспертизу, специалисты сообщили: на жестком диске отсутствует какая-либо информация, в том числе об этом ЧП. Спрашивается: запись с трагедией была кем-то удалена?
- Мы поговорили с таксистом, который привез компанию в Чунджу, - говорит адвокат Наталия УСОВА.
- Мужчина рассказал, что по пути в Чунджу его клиенты заехали в торговый дом за продуктами, в машине Гульнур говорила о покупке автомобиля Марипжану. Ее сестра сообщила: накануне трагедии Гульнур продала свою квартиру за 18 миллионов тенге и оплатила кредит порядка 8 миллионов. Около 10 миллионов она взяла в зону отдыха. Дочь Гульнур, 16-летняя Аружан, этот факт тоже подтверждает. Счета Гульнур были арестованы из-за просрочки по кредиту. Родные говорят, что по этой причине женщина всегда носила наличные с собой. Но деньги куда-то исчезли…
Сразу после ЧП приехал хозяин “Океана”, вызвали медиков и полицию. Адвокаты Алмасовой уверяют: в этой зоне отдыха нет профессиональных спасателей, медика и ответственных из администрации, контролирующих посетителей бассейна. Работники “Океана” не стали запрещать Гульнур нырять в бассейн, видя, что она подшофе: экспертиза установила, что на момент смерти женщина находилась в средней степени опьянения.
- Администрация не должна была допустить нахождение пьяного клиента в бассейне с горячей водой и водными аттракционами, не зря же в начале купального сезона чеэсники и полицейские по всей стране раздают отдыхающим памятки о строгом запрете на купание в нетрезвом виде, - продолжает Наталия. - Мы написали заявление, чтобы привлечь к ответственности собственника зоны отдыха по статье 306 Уголовного кодекса. Помимо прочего в ней говорится об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности. В нашем случае - часть 3 указанной статьи: “деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека”. Вот тут мы с коллегой столкнулись с серьезными пробелами в законах.
Как выяснилось, законодательство предусматривает ответственность за несчастные случаи для собственников водоемов, водных аттракционов, детских игровых площадок. Но про бассейны, в том числе про горячие источники, в действующих законах и нормативных правилах ничего не сказано. По крайней мере, адвокаты написали десятки писем в различные госучреждения, но в полученных ответах так и не нашли ответа на главный вопрос: кто должен контролировать безопасность в бассейнах, в зонах отдыха и какова персональная ответственность собственника?
Заместитель акима Уйгурского района Алматинской области Кайрат ИСАЕВ написал адвокатам, что проверка зон отдыха с водными аттракционами не входит в их компетенцию. Такой проверкой (по факту отсутствия спасателей или инструкторов) должны заниматься специалисты департамента по ЧС Алматинской области. Как оказалось, в зону ответственности ДЧС горячие источники и территории отдыха с бассейнами тоже не входят. Чеэсники рекомендовали обратиться в областной департамент технического регулирования и метрологии.
Ответ руководителя этого ведомства Бибигул ОМАРОВОЙ породил еще больше вопросов. Она сослалась на множество ведомственных приказов, нормативно-правовые акты, а в конце дописала, что ее разъяснение не имеет юридической силы, а носит лишь рекомендательный характер.
В департаменте санитарно-эпидемиологического контроля Алматинской области сообщили: последняя проверка состояния воды в зоне отдыха “Океан” была проведена 27 августа 2018 года для получения собственником ИП “Б. Джамалова” заключения о соответствии объекта санитарным требованиям. Больше эту зону не проверяли.
- Мы хотели выяснить состав воды в бассейне, горячие источники в Чундже называют радоновыми. Раз так, речь может идти о санаторном лечении и отдыхе. У собственника в таком случае должна быть медицинская лицензия, врачебный кабинет с медиком. И на этот вопрос ответа мы не нашли - все потому, что деятельность горячих источников никем и никак не регулируется, - разводят руками адвокаты.
Кроме правовых проволочек адвокаты Гульнур Алмасовой обнаружили и некоторые пробелы следствия. В тот роковой день сыщики не провели обязательного в таких случаях осмотра места происшествия, вещдоки не изымались. Не установлено, действительно ли Гульнур приехала на источники, имея при себе большую сумму наличными. Не были вовремя изъяты записи с камер наблюдения торгового дома в Алматы, где Гульнур с друзьями закупала продукты для ставшего роковым отдыха…
- В итоге двое детей остались без мамы и крыши над головой, - говорит адвокат Оксана МУСОХРАНОВА.
- Нонсенс правовой получается: есть тело, но дела нет. Нам понятно: в стране нет уполномоченного органа по регулированию деятельности баз отдыха с бассейнами, тем более с горячими источниками. Неизвестно, будет ли установлен виновный в смерти нашей подзащитной и наказан в соответствии с законом. Хотелось бы понять, послужит ли эта трагедия примером для владельцев всех зон отдыха или в них так же будут тонуть отдыхающие, а собственники будут продолжать оказывать такого рода “безопасные” услуги. Несмотря на выявленные серьезные нарушения в деятельности “Океана”, компетентные госорганы почему-то не торопятся с проверкой, ссылаясь на мораторий. Выходит, никакой ответственности за смерть человека в конечном итоге собственник зоны отдыха не понесет? Свою деятельность такие зоны регулируют своими внутренними правилами посещения объекта. Естественно, в них они стараются максимально увести себя от какой-либо ответственности…
В заявлении в отдел полиции Уйгурского района адвокаты просят зарегистрировать уголовное дело по статье 306 и указывают на государственные органы Алматинской области, которые могут достоверно определить нарушения деятельности “Океана”, так или иначе послужившие причиной смерти человека. Владелец этой зоны, по словам адвокатов, ведет себя очень вызывающе: никаких извинений и соболезнований, он считает Гульнур чуть ли не самоубийцей. Никакого чувства вины…
- Отсутствие трудовых договоров с инструкторами, медработником, соблюдение правил техники безопасности могут проверить в департаменте труда, социальной защиты и миграции, - продолжает адвокат Мусохранова. - Соответствие оказания платных услуг - тема департамента по защите прав потребителей. Надзор за техникой безопасности на воде - областного ДЧС, по санитарным нормам - областного санэпидконтроля. Сестра Гульнур на следующий день приехала на место трагедии и была шокирована: в бассейне купались отдыхающие, но воду, по словам работников “Океана”, после ЧП не меняли. По словам Арзыгуль, на слушании в акимате Уйгурского района по этой трагедии директор местной палаты предпринимателей “Атамекен” заявил ей: он лично контролирует все базы отдыха. Вода в них проточная, и менять ее после ЧП нет никакого смысла…
- Мы были у начальника полиции, ходили к прокурору. Прокуроры честно признались: в правоохранительных органах нет методики расследования подобных ЧП на горячих источниках. Мы нашли похожий случай в столице, где в бассейне известного торгового дома утонула школьница. Там дело сразу зарегистрировали, все обстоятельства проверили. Спасатели приняли все необходимые меры, и обвинения с собственника сняли - несчастный случай. А в случае со смертью Гульнур мы не можем добиться хоть какой-то проверки, - недоумевают адвокаты.
Недавно они получили официальный ответ за подписью замначальника следственного департамента МВД Нурлана ДЮСЕНБАЕВА. В нем говорится: 15 мая 2022 года в отделе полиции Уйгурского района Алматинской области зарегистрирован факт смерти Г. Алмасовой. Причина смерти - “механическая обтурационная асфиксия от закрытия дыхательных путей водой при утоплении. При исследовании трупа каких-либо телесных повреждений не установлено, обнаружен этиловый спирт 2,27 промилле. По результатам расследования достаточных данных, указывающих на наличие состава уголовного правонарушения, не установлено. 21 сентября 2022 года производство по делу прекращено”.
- Полицейские начальники ссылаются на прекращение дела по факту смерти человека и при этом будто не замечают, что в Уголовном кодексе имеется статья 306, которая призвана наказывать безответственных собственников за оказание небезопасных услуг, повлекших смерть человека, - резюмировали адвокаты.
P.S. Судя по всему, пропажа довольно крупной суммы никаких вопросов у следствия не вызвала. Хотя как версия вполне имеет право на установление всех обстоятельств этого ЧП. Вполне возможно, кто-то в суматохе прикарманил порядка 10 миллионов тенге, раз деньги не обнаружились в сумке Гульнур и родным она наличные не оставляла. Уже после похорон родственники Гульнур выяснили: Марипжан возвел пристройку к дому и открыл продуктовый магазин. При этом он, по данным адвокатов, официально нигде не работает. Не исключено, что Гульнур при жизни могла подарить ему деньги от продажи квартиры - в такси она говорила о покупке авто своему близкому другу. Однако родственники утверждают, что в первую очередь она планировала приобрести детям недвижимость.
Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы