Им приказали - они исполняли
Громкий скандал назревает в пенитенциарной системе страны. Приказ министра внутренних дел о наделении начальников департаментов УИС правом руководства филиалами РГП “Енбек” при комитете уголовно-исполнительной системы, как выясняется сейчас, прямо противоречит законам о государственном имуществе и госслужбе. В это невозможно поверить, но это сомнительное с точки зрения права решение главы МВД имеет юридическую силу на протяжении почти 10 лет!
В редакцию поступила копия интересного письма генерального директора РГП “Енбек” Даулета АЙТЖАНОВА председателю КУИС МВД Жанату ЕШМАГАМБЕТОВУ. Из него-то и можно понять, что уже давно существует серьезная правовая коллизия во взаимоотношениях госоргана и госпредприятия.
Немного истории: 1 октября 2014 года тогдашний министр внутренних дел издал приказ №662 “Об утверждении положений о ведомствах и территориальных органах Министерства внутренних дел Республики Казахстан”. Согласно документу начальники региональных департаментов уголовно-исполнительной системы были наделены правом руководства филиалами госпредприятия “Енбек”. Руководство госуправлением РГП “Енбек” постановлением правительства №431 от 17 июля 2017 года в целом возложено на комитет УИС МВД.
“Действующее положение о КУИС не предусматривает функцию делегирования полномочий комитета УИС руководителям территориальных органов и подведомственных организаций. Согласно статье 142 закона “О государственном имуществе” органом любого государственного предприятия на праве хозяйственного ведения является его руководитель. Статья 139 закона регламентирует вопрос управления государственным предприятием, руководитель действует на принципах единоначалия и самостоятельно решает все вопросы деятельности госпредприятия в соответствии с его компетенцией, определяемой законом и уставом государственного предприятия. Руководитель несет персональную ответственность за финансово-хозяйственную деятельность и сохранность имущества государственного предприятия…” - цитата из официального письма Даулета Айтжанова генерал-майору юстиции Ешмагамбетову.
***
Бывший полковник финансовой полиции Айтжанов все серые схемы незаконного обогащения видит насквозь и прекрасно понимает, что несет персональную ответственность перед законом и в данном случае стандартная оговорка служивых “мне приказали, я исполнял” не прокатит. Речь идет не просто об исполнении какого-либо левого поручения - любой студент юрфака знает, что нормы закона выше любого приказа, инструкции, распоряжения. Столкнувшись с противозаконным приказом МВД, в РГП “Енбек” начали было бить во все колокола. Но, видимо, нашла коса на камень, раз ситуация не разруливается годами…
“Статья 43 Гражданского кодекса определяет правовой статус филиала как обособленного подразделения юридического лица. Филиал не является юрлицом, он наделяется имуществом создавшего его юридического лица и действует на основании утвержденного им положения. Согласно положениям филиалов РГП “Енбек” органом, осуществляющим общее руководство и управление филиалом, является РГП, а директор филиала непосредственно подчиняется руководителю предприятия…” - пишет г-н Айтжанов.
И задает председателю КУИС вполне резонный вопрос: готовы ли его начальники департаментов УИС разделить с директорами филиалов “Енбека” дисциплинарную, материальную, административную, уголовную ответственность за финансово-хозяйственную деятельность госпредприятия? Тем более что представителей “Енбека” в последние годы сажают десятками, в основном за систематические хищения бюджета и получение взяток. Кроме того, в РГП считают: региональные начальники КУИС априори не имеют права командовать подразделениями коммерческого госпредприятия - это противоречит нормам закона “О государственной службе”. Но продолжают командовать, ссылаясь на пресловутый приказ №662.
***
Здесь необходимо пояснить: основным работодателем осужденных является именно РГП “Енбек”. Филиалы госпредприятия занимаются строительством многоквартирных домов, берут подряды на очистку улиц, куда отправляют сидельцев колоний-поселений, создают рабочие места в исправительных учреждениях закрытого типа. Но нередко бывает, что начальники ДУИС или колоний, дабы продемонстрировать свои немалые возможности, по разным причинам не выпускают заключенных на работу. Проводят “обысковые мероприятия”, могут объявить местечковый карантин, закрыть работяг в дисциплинарные изоляторы или в СУС (строгие условия содержания) по любым надуманным предлогам: не там курил, ходил неопрятный, сидел на кровати, заболел, а тюремного медика не предупредил. Таких поводов у любого хозяина зоны вагон и маленькая тележка.
Последствия весьма суровы: срываются подряды, часто это государственный заказ, заказчики пишут гневные письма и грозят судом. Если РГП “Енбек” признают недобросовестным поставщиком услуг, госпредприятие окажется в черном списке и участие в тендерах будет закрыто на долгие годы. Начнутся различные проверки, могут полететь головы.
Что касается заключенных, обстановка в местах не столь отдаленных, в случае если дело пойдет по вышеуказанному сценарию, может оказаться самой непредсказуемой. По данным КУИС, сейчас из более 30 тысяч осужденных 20 403 признаны трудоспособными. Почти 12 тысяч работают на предприятиях “Енбека”. Представим, что из-за самодурства отдельных вертухаев целая армия зэков останется без работы. У них не будет возможности погашать судебные иски, помогать семьям, покупать продукты и предметы первой необходимости в магазинах исправительных учреждений. Кто из чинов с большими звездами на погонах может гарантировать, что в исправительных учреждениях не будет бунтов, массовых беспорядков, побегов и жертв? Страшно представить, что будет, если целый барак заключенных начнет какие-то действия в знак протеста…
***
Председателя профильного комитета МВД Ешмагамбетова сложившаяся правовая коллизия не может не беспокоить. Бывший комитетчик, перешедший в финансовую полицию, позже работавший заместителем министра юстиции, до кресла в КУИС руководивший аппаратом МВД, прекрасно понимает все последствия приказа, прямо противоречащего требованиям сразу двух законов. И в случае какого-либо ЧП в зонах именно ему придется нести персональную ответственность. Но, как говорится в таких случаях, руки коротки: приказ министра председатель КУИС отменить не вправе - это может сделать только министр.
К слову, перед регистрацией любого приказа министра документ проходит согласование в нескольких службах министерства. Руководители кадровой службы, штаба, юридического департамента, канцелярии МВД перед визированием должны внимательно изучить документ. Выходит, проморгали или им дали команду сверху закрыть глаза на столь явное нарушение законов?
В РГП приказ МВД №662 и вытекающие из него распоряжения КУИС расценивают как вмешательство правоохранительных органов в деятельность госпредприятия. По словам гендиректора “Енбека”, с 2019 года “со стороны отдельных должностных лиц КУИС наблюдается тенденция на откровенное игнорирование установленных законодательством норм о правовом статусе госпредприятий, являющихся коммерческими организациями”.
В своем письме Даулет Рымтаевич прямо указывает на возникшие последствия: принятие неправомерных решений, лоббирование интересов отдельных руководителей филиалов, противодействие принятому госпредприятием курсу на централизованность деятельности и еще с десяток иных распоряжений некоторых власть имущих погонников привели в итоге к грубым нарушениям законов. А именно: нарушены нормы о государственных закупках, вне утвержденного годового плана заключаются договоры, товары, работы и услуги необоснованно завышаются, дорожает себестоимость продукции. Мало того, растет кредиторская задолженность. Результат - низкая рентабельность выпускаемой продукции, недостоверная калькуляция и большая вероятность для некоторых сотрудников пенитенциарной системы и госпредприятия сменить форменные кители на арестантские робы…
Вполне возможно, что за такими серыми схемами могут стоять чиновники рангом намного выше руководителей КУИС. Кто же возьмет на себя смелость навести законный порядок в рамках обозначенной проблемы?
Тохнияз КУЧУКОВ, фото Олега СПИВАКА, Алматы