Формальная работа
Парадоксальная ситуация: полицейские во главе с МВД всеми возможными способами предупреждают казахстанцев о мошенничестве, но как только речь зашла о расследовании самого, собственно, мошенничества, они - в кусты!
Ольга НИКИТИНА и ее адвокат в течение нескольких месяцев обивают пороги полиции и прокуратуры, чтобы дело о мошенничестве, от которого пострадала мама Ольги, сдвинулось с мертвой точки.
А произошло все довольно банально: 5 ноября прошлого года пенсионерке Светлане НИКИТИНОЙ, которая жила в Риддере Восточно-Казахстанской области, позвонил некий Николай ОСИПОВ, представился сотрудником Народного банка и сказал, что с ее счета кто-то хочет снять 20 тысяч тенге. “Банкир” посоветовал женщине перевести деньги на другой - “безопасный” - счет и проконсультировал, как это сделать. Так с депозитного счета Светланы Владимировны похитили 3 320 000 тенге!
- Мама, как многие пожилые люди, не хотела беспокоить детей и внуков и сама копила на операцию, которая была назначена на декабрь, - рассказывает Ольга. - Похищение сбережений обрушило ее надежду на операцию и последующее лечение. От переживаний организм дал сбой. 26 ноября мама попала в реанимацию в тяжелом состоянии. Через три дня ей стало лучше, но она могла дышать только в кислородной маске. По этой причине мама не успела сообщить о преступлении мне и другим родственникам. А 7 декабря ее не стало...
По словам Ольги, когда в больницу пришел полицейский Марат РАХЫМЖАНОВ, чтобы составить акт, он как бы невзначай спросил, в курсе ли она, что ее мама месяц назад написала заявление в полицию.
- Тогда я не придала этому значения, мне ведь только сообщили о смерти матери, и состояние у меня было полуобморочное. То есть мне даже не сообщили о преступлении, - излагает свою версию Ольга Никитина. - Через несколько дней после похорон я пришла в банк, чтобы получить пособие на погребение и последнюю пенсию мамы. Как только назвала фамилию, сотрудники банка как-то странно отреагировали. Только по расплывчатым ответам управляющей отделением Народного банка ТЕМИРЖАНОВОЙ я поняла, что случилась кража денег со счета.
Как позже выяснила Ольга, 11 ноября после заявления Светланы Никитиной в полицию Риддера следователь А. АХМЕТОВ, как и полагается, возбудил досудебное расследование по пункту 1 части 3 статьи 190 Уголовного кодекса (“мошенничество в крупном размере”). Только вот расследование, судя по документам, которые имеются у Ольги, не сдвинулось с прошлого года ни на йоту.
Нет, следователю Ахметову надо отдать должное. На его запрос в Народном банке ответили, что миллион тенге со счета Светланы Никитиной переведен в Jusan Bank, остальные средства - в Сбербанк России. Тогда следователь запросил информацию о том, кому принадлежат счета, на которые поступили деньги. И получил ответ с конкретными именами и фамилиями.
Однако этих товарищей, которые, вероятно, прикарманили себе все сбережения пенсионерки, до сих пор даже не допросили! В ответе надзорного органа на жалобу Ольги Никитиной подробно сообщается за подписью тогдашнего прокурора Риддера Александра АКУЛОВА, почему не было никаких допросов.
Следователь Ахметов, оказывается, еще в декабре прошлого года отправил в управление полиции Павлодара, районный отдел полиции Аксуского района Павлодарской области и РОП Мактааральского района Туркестанской области поручения провести допросы трех человек, на счета которых поступили деньги риддерской пенсионерки. 15 марта 2022 года следователь напомнил коллегам о проведении следственных действий. 11 июля и 10 августа направлены повторные поручения.
- Однако до настоящего времени ответов на поручения не поступало, - констатировал Александр Акулов.
И, возможно, для успокоения и очистки совести добавил, что ход досудебного расследования находится на контроле прокуратуры Риддера. Вот только что там, собственно, контролировать?..
- Почему ответы не получены? Полицейские ведь пользуются телефонами, можно позвонить и спросить у коллег, поступили ли запросы и почему не приняты меры? - недоумевает Ольга Никитина.
Что касается “банкира” Николая Осипова, то выяснить, кому принадлежит номер, с которого он звонил, сотрудникам риддерской полиции не удалось. Звонок, дескать, осуществлялся через IP-телефонию, исключающую установление номера абонента.
- Возможно, с помощью этого же номера злоумышленники продолжают безнаказанно обманывать пожилых доверчивых людей, - с горечью отмечает Ольга.
И вот что еще интересно. Согласно документам 12 декабря прошлого года следователь попросил коллег в других регионах провести допросы, и в тот же день принято решение о прерывании сроков досудебного расследования в связи с “неустановлением лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности”.
Никитина и ее представитель писали жалобы по этому поводу, последнюю - в прокуратуру Восточно-Казахстанской области. Однако ответ прокурора Алмата БАЙШУЛАКОВА их не порадовал: в рамках расследования проведен комплекс следственно-оперативных мероприятий, которые не дали положительных результатов.
- При установлении новых обстоятельств по делу сроки досудебного расследования будут незамедлительно возобновлены, - добавил Байшулаков.
Может, родственникам Светланы Владимировны самим нужно заняться расследованием, чтобы такие обстоятельства появились?..
Елена СУПРУНОВА, Усть-Каменогорск

Елена СУПРУНОВА