16267

Кому беда, а кому - мать родна

В редакцию нашей газеты пришло весьма необычное обращение: жители небольшого Сырымского района Западно-Казахстанской области просят поблагодарить местного прокурора Нартая БАЙМЕНОВА и его подчиненного Айдара АЛИМЖАНОВА. Что же такого уникального сделали сотрудники надзорного органа, если простые граждане решили публично выразить им свою благодарность?

Кому беда, а кому - мать родна

Как выяснилось, Байменов и Алимжанов провели ликбез и объяснили жителям их право на получение компенсации в связи с гибелью родственника в дорожно-транспортном происшествии. Благодаря этим простым действиям двое сырымцев не только получили страховые выплаты, но еще и сэкономили приличные суммы, отказавшись от услуг добровольных помощников, потребовавших огромную комиссию. Как выяснилось, подобные действия “помогаек” превратились в настоящий бизнес на крови.

Беда не приходит одна. Увы, это выражение в наше время приобрело новый смысл. Многие уже заметили, как сейчас работают агентства по оказанию ритуальных услуг: едва только проходит сообщение о смерти человека, как представители траурных компаний появляются на пороге умершего, навязывая свои услуги. Откуда они получают информацию, догадаться несложно: ее любезно передают коммерсантам либо полицейские, либо врачи, кому поступает вызов о смерти человека.

Примерно по такому же сценарию действуют и так называемые консультанты, спешащие на помощь родственникам погибших в ДТП. Как только происходит авария со смертельным исходом, близким людям погибших звонят с незнакомых номеров и начинают объяснять, что есть возможность получить выплату от страховой компании, но для этого необходимо подписать договор, где указано зачастую неадекватное вознаграждение. И люди соглашаются, поскольку даже и не догадываются, что выплата им положена по закону безо всяких консультантов и помощников. Но это только одна сторона проблемы.

Действующее законодательство предусматривает, что в случае гибели гражданина в дорожно-транспортном происшествии страховая компания обязана выплатить его семье и детям 2000 МРП. Сейчас это более 6 миллионов тенге. Тут стоит пояснить: компенсация положена в том случае, если ответственность водителя застрахована обязательной автостраховкой. Причем компенсацию в таком случае получают пострадавшие по вине застрахованного водителя участники ДТП, в том числе пассажиры, но не водитель-виновник.

Но многие наши соотечественники об этом даже не догадываются. Сведения о какой-то компенсации кажутся им подарком с небес, поэтому и идут на невыгодные для себя условия. Зачастую добровольный помощник, сообщивший новость о деньгах, просит долю в полтора-два миллиона. То есть из шести миллионов, полученных в результате страхового случая, люди теряют 25-30 процентов!

Есть даже печальная статистика. За последние 2,5 года страховые компании выплатили родственникам погибших в ДТП свыше восьми миллиардов тенге. Почти в 90 процентах случаев часть компенсации забирали себе “консультанты”! Несложно подсчитать, что ежегодный оборот “помощников” равен примерно миллиарду тенге.

В страховом бизнесе все эти прокладки называют “помогайками”. На рынке есть два крупных предприятия, обрабатывающих родственников погибших в авариях: ТОО “Бюро по урегулированию проблем после ДТП” и ТОО “Достык Колдау”. Первая компания давно занимает свою нишу и в особо урожайный год платила почти по 10 миллионов тенге в виде налогов, а вторая работает всего пару лет. Нередко представители организаций действуют просто как физические лица, заключая соглашения просто как юристы-консультанты. Причем действуют они невероятно нагло: мало того, что запрашивают чуть ли не половину от установленной законом компенсации, так еще и потом судятся с родственниками жертв, требуя свою долю!

В базе судебных актов можно найти множество подобных исков. Например, в 2019 году Таразский городской суд рассматривал требование некоего Александра КИМА к местной жительнице, подписавшей с ним контракт на получение выплаты от страховой компании в связи с гибелью родственника. Согласно этому соглашению господин Ким должен был забрать себе 2,7 миллиона тенге из общей суммы в 5,3 миллиона. То есть консультант-помощник пытался присвоить себе более 50 процентов от компенсации! У него никто не погиб в аварии, страховую выплату родственники получили бы и без него, но Александр Ким оказался настолько бессовестным, что даже пошел за своими деньгами в суд. И проиграл.

Другой случай - из Абайского райсуда Шымкента, где “Бюро по урегулированию споров” пыталось отсудить у безработной матери двоих несовершеннолетних детей 721 тысячу тенге. Женщина призналась, что после смерти мужа осталась без средств к существованию, а представитель “Бюро” ввел ее в заблуждение - дескать, без него никто компенсацию ей не даст. Вот она и подписала контракт. А в страховой компании ей объяснили, что деньги ее детям положены по закону, безо всяких помощников и юридических консультантов, и она действительно получила свои 2000 МРП. И в этом случае суд признал, что требования о комиссии не подлежат удовлетворению.

Но бывает, что “помогайки” пытаются забрать свою долю не только через суд, но и путем угроз. Именно с такими действиями “консультанта” по имени Айдос НИЗАМИТДИН столкнулась мать-одиночка, чей несовершеннолетний ребенок попал в аварию, получил серьезные травмы и стал инвалидом. Страховая компания выплатила женщине более 2,5 миллиона тенге. Посреднику она отдала 800 тысяч после того, как он неоднократно приходил к ней домой, обе­щал навлечь проблемы и угрожал физической расправой. Мама покалеченного мальчика была вынуж­дена отдать “помощнику” более 30 процентов от полученной компенсации.

Одним словом, “помогайки” не только вводят в заблуждение попавших в беду людей, но еще и готовы пойти на крайние меры, чтобы забрать себе часть выплаты. При этом их действия ограничиваются подачей документов в страховые компании, от них не требуется ходить по судам и выбивать компенсации. В общем, работа не пыльная, хотя и грязная.

В связи с этим возникает резонный вопрос: каким образом консультанты-помощники получают информацию о гибели людей в авариях и документы вместе с данными родственников жертв? Ответ напрашивается сам собой: эти сведения им передают полицейские, возможно, не бесплатно. Получается, в правоохранительных органах действует коррупционная схема по торговле информацией.

Второй важный момент: почему неоднозначные действия непонятных людей никак не регулируются законодательством? Никто не запрещает консультировать людей, давать им юридические рекомендации. Но при этом требовать 20-30, а то и все 50 процентов от суммы компенсации - это не просто наглость, а явный обман. И тут должен появиться регулятор в лице либо Агентства по регулированию и развитию финансового рынка, либо прокуратуры, кто бы взял на себя смелость навести порядок с “помогайками”.

Пока же есть ощущение, что борьбу с бессовестными посредниками ведут только страховые компании, хотя им, в принципе, должно быть все равно: в финансовом плане они от деятельности этих людей ничего не теряют. По большому счету, страдают лишь родственники погибших в ДТП. Сначала они теряют близких, а потом у них отбирают компенсации.

И самое печальное, что эта проблема не новая, но решать ее никто не собирается. Поэтому остается надеяться, что министр внутренних дел Марат АХМЕТЖАНОВ и генеральный прокурор Берик АСЫЛОВ прочтут эту статью и вместе разработают какие-то меры по противодействию “помогайкам”. Что-то надо делать со всеми этими “Бюро”, Александрами Кимами и Айдосами Низамитдинами.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть