1804

Алкоголизм, топор, убийство

Гибель шестилетнего мальчика от рук своего отца в Туркестанской области может остаться лишь леденящим душу случаем, который завтра затмят другие новостные поводы. А может стать уроком для всего казахстанского общества.

Алкоголизм, топор, убийство

Что толкнуло отца пятерых детей взять в руки топор, доподлинно знает лишь он сам. Его объяснения в суде о невозможности содержать семью разбиваются о данные, предоставленные в акимате сельского округа Кутарыс, где жила семья Амиржана ТУРЫСБЕКОВА и Улпан ЕШЕНКУЛОВОЙ.

С 2019 года в общей сложности им выплачено более 1 млн 200 тысяч тенге адресной социальной помощи, не считая пособия по многодетности. В семье была корова и “жигули” седьмой модели. Была и возможность получить грант от государства, чтобы начать свое дело. Однако нигде не работающий и вечно пьющий отец семейства предпочел взять топор и пойти с младшим сыном за дровами, чтобы там без свидетелей лишить его жизни.

При этом после, демонстрируя суду свое раскаяние, убийца сына уверял, что в камере не раз подумывал наложить на себя руки после содеянного, но “все не решался”. Ближайшие 15 лет он проведет в колонии максимальной безопасности. А его жена будет поднимать троих из четверых оставшихся детей. Старший сын уже пошел работать, вроде как самостоятельный. Еще один - студент колледжа, а двое младших детей - школьники 11 и 14 лет.

Никаких бюджетных выплат и пособий женщина сегодня не получает. Трудоустроена на общественных работах в селе. После вынесения приговора ее мужу в Кутарыс зачастили журналисты, но общаться Улпан не хочет даже с соседями, тем более что от последних она скрывала все то, что происходило в их доме. На жизнь не жалуется, на вопросы отвечает односложно. Оплакивает сына. Признается, что младшего Димаша ей очень не хватает.

Что могло толкнуть человека на столь бесчеловечный поступок и можно ли было предотвратить трагедию? Ответы на эти вопросы мы попытались найти у врачей, специализирующихся на лечении алкогольной зависимости и психических заболеваний.

Шоковая реакция общества на подобные трагедии естественна, поясняет профессор КНМУ им. Асфендиярова, доктор медицинских наук Марат АСИМОВ. По его словам, в стране давно настала необходимость уделить самое пристальное внимание психическому здоровью граждан и психопрофилактике таких тяжелых расстройств.

- Психически здоровый человек такое никогда бы не совершил, это очевидно. Скорее всего, изначально была личность явно патологическая, отягощенная тяжелой алкогольной зависимостью, психопатией. Отсюда столь крайние формы агрессии, - считает Марат Асимов. - Явно не было никакого лечения, и это недоработка соцработников, психологов. Главное ведь не просто поставить на учет, а работать с пациентом наркологу и психиатру. К сожалению, такие специалисты сейчас в дефиците. А в поликлиниках доходит до того, что психологов ставят в регистратуру, чтобы они там гасили конфликты.

Если зависимый от алкоголя или наркотиков человек не хочет лечиться добровольно, это не повод просто наблюдать за тем, как он деградирует. Тем более когда он опасен для окружающих, уверена врач психиатр-нар­колог высшей категории Раушан БАЙМУРУНОВА.

- Многолетняя алкогольная зависимость ведет к нарушениям центральной нервной системы, - говорит она. - Происходит интоксикация всего организма, последствиями которой становятся такие состояния, что человек не осознает, где он находится, кто он и не контролирует свои действия. Если потребление алкоголя прекращается на какое-то время, на фоне отмены могут развиться зрительные и слуховые галлюцинации. Тяжелое, опасное состояние. В таких случаях обычно агрессия направлена против себя, но бывает, что в отношении других, в том числе и своих родных. Произойти может все, что угодно.

Доктор уверена, что один из лучших методов реабилитации - проверенная временем трудотерапия. На пользу пациенту, его семье и обществу. Но пока в арсенале врачей в центрах психического здоровья (так сегодня называют наркологии) различные способы лечения алкоголизма. Лечиться бесплатно можно как в региональных центрах, так и в республиканских по квоте. Если добровольного желания избавиться от зависимости нет, то родные просто обязаны обратиться к участковому, который вправе отправить человека на принудительное лечение. Но в большинстве случаев пересиливает страх, что жизнь станет еще невыносимее.

Алиса МАСАЛЁВА, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Туркестан

Поделиться
Класснуть