3056

Посейдону не отстёгивают

Пресные воды Капшагайского водохранилища - прекрасное место для жирного и зачастую нелегального заработка “извозчиков” на воде

Посейдону не отстёгивают

Взболтать кишки на надувном диване, пристегнутом к моторной лодке, попрыгать по волнам на банане, сделать эффектный винт на скутере - развлечений на ближайшем от Алматы “море” немало. Вот только организуют их, как часто у нас бывает, закрыв глаза на все правила. По данным транспортной инспекции Алматинской области, почти половина этих предпринимателей работает исключительно на свой карман, а главное - их покатушки представляют угрозу для других отдыхающих.

На сухом берегу

Практически на любом пляже (разве что на совсем диком их нет) работают эти ребята в голубых и желтых жилетах. Желающим “эх, прокатиться” расценки озвучивают сразу: на банане 2500 тенге с человека для 10-минутного катания, на скутере от 10 тысяч за пять минут, уплыть на прогулочном катере вдвоем обойдется в двадцатку за полчаса. Зайти со своим плавсредством на берег, то есть встать на аренду, несложно - мы попробовали договориться с арендатором пляжа. Никаких секретов - такса за точку от 10 тысяч тенге в сутки. Чем мощнее судно, тем выше ценник. Некоторые арендаторы пляжей настаивают на том, чтобы суда имели бортовой номер и регистрацию, но большинство даже не спрашивают об этом.

В выходные желающих много - простоя практически нет. А к вечеру и вовсе клиентура прет - в редкой компании на пляже воздерживаются от спиртного. При нас, не достигнув консенсуса за столом, двое мужчин в подпитии направляются к скутерам. Их снаряжают и отправляют за буйки - на водную байгу. И прокатчики, и сами отдыхающие полны святой уверенности, что поездка пройдет без происшествий. Но спасатели предупреждают нас: достаточно волны, поднятой скутером, чтобы поблизости захлебнулся неопытный купальщик.

Нужны ли на воде “сергеки”?

Чтобы выйти на воду и получить судовой билет, маломерному плавательному средству необходимо пройти соответствующую регистрацию, заиметь бортовой номер. Без этого штраф по статье 582 Кодекса республики об административных правонарушениях в размере 15 МРП (45 945 тенге). Нужны и права на управление плавсредством. Их отсутствие грозит штрафом в 10 МРП (30 630 тенге) по пункту 2 статьи 582 КоАП РК. Пройти обучение можно в Алматы и в Конаеве. Длится оно всего 21 день. После этого права на управление маломерным судном можно в буквальном смысле обмывать.

- За прошлый год по Алматинской области владельцам маломерных судов выписано 162 протокола по различным статьям Кодекса об административных правонарушениях. В этом году выявлено 30 правонарушений. Среди них отсутствие регистрации у плавсредства и разрешительных документов на управление, а также работа в неположенном месте, - сообщил нам главный специалист транспортной инспекции на воде Алматинской области Аскар ДЖАКСЫБАЕВ.

В эти жаркие дни у него работы - захлебнуться. В связи с реорганизацией областных служб Аскар Джаксыбаев сейчас единственный специалист. Мотается от водоема к водоему, отрабатывая запущенную еще в 2008 году ежегодную акцию “Скутер”, выявляющую нарушителей, и выполняя главную свою обязанность - контроль за безопасностью на воде.

- Практически 50 процентов работающих на Капшагайском водохранилище в прокате плавсредств и маломерных судов на воде не зарегистрированы в качестве налогоплательщиков. В этом случае мы обращаемся в налоговый комитет, чтобы они провели рейд и выписали нарушителям штрафы. Но действующий мораторий на проверки позволяет им уйти от ответственности, - рассказывает Аскар Джаксыбаев.

От винта!

Припаркованы суда иногда прямо у берега. Поймав клиента, движутся на глубину медленно, свистком пробивая себе дорогу среди торчащих из воды голов и тел. В качестве эксперимента мы объехали несколько пляжей на дальнем побережье Капшагайского водохранилища, прозванных в народе алматинскими зонами. На “Настоящем пляже”, на “Дюне”, на “Лазурном” и других, расположенных поблизости, не были замечены ни специальные пирсы, где могут пришвартоваться плавсредства для безопасности других отдыхающих, ни даже коридоры из буйков. Дети и взрослые, как фрикадельки в супе, бултыхаются в опасной близости от винтов катера.

А ведь и для этого есть нормы. Так, прокатчики, впрочем, как и иные лица, управляющие маломерными судами, не имеют права подплывать к самому берегу - находить новых клиентов и высаживать старых они должны за буйками на приличной глубине. На пляже для них могут сконструировать пирс или выделить коридор, где нет риска поймать на винт беспечного пловца. Прописаны эти правила в законе ­

“О водном транспорте” от 6 июля 2004 года № 574.

Но это в идеале. Правда жизни такова, что на берегах Капшагайского водохранилища появилось столько пляжей, в том чис­ле диких, но с таксой за вход и въезд, что если контролировать этот процесс, то проверяющих не напасешься. Впрочем, если маломерное судно, невзирая на запреты, прет через толпу купающихся, чтобы припарковаться на берегу, на помощь спешит Административный кодекс. Согласно ч. 2 статьи 583 КоАП “превышение судоводителями маломерных судов и иных плавучих объектов установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах, повреждение гидротехнических сооружений или технических средств и знаков судоходной и навигационной обстановки, нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков влекут штраф в размере 2 МРП” (6126 тенге).

Есть ограничения и по скорости движения: так, в акваториях и в границах населенных пунк­тов, близ портов, пристаней разрешается движение моторных судов со скоростью не более 20 км/ч, а вблизи пляжей и мест купания - до 10 км/час. При этом догнать скутер, который может развивать скорость до 100 км/ч, инспекторы не могут - не оснащены спецсредствами, да и некому гоняться - сотрудников не хватает. Во время ковидной пандемии прогулки на маломерных судах, как и прочие развлечения, запрещали санврачи - количество происшествий с ними снизилось. Но уже в прошлом году на реке Или в Балхашском районе столкнулись два маломерных судна, один человек погиб на месте.

Нырнёшь - и не вынырнешь

На территории Алматинской области имеется около 100 водоемов, годных для купания. Однако самым опасным считается именно Капшагайское водохранилище: очень сложный рельеф дна, местами встречаются глубокие ямы и холодные протоки речной воды. Есть еще особенность: когда на “море” начинается шторм, волны идут не на берег, а наоборот. На Капшагайском водохранилище имеется семь официальных коммунальных пляжей, где дежурят общественные спасатели. Там, к слову, есть и обзорные вышки, и коридоры для прокатных плавсредств. А вот на диких пляжах, которых более сотни, этим и не пахнет. Добросовестные арендаторы, взимая деньги за въезд (5000 тенге с легкового авто в выходной день и 1000 тенге с пешехода), стараются обеспечить на пляже хотя бы дежурного спасателя. Но многие не заморачиваются, считая это лишним.

Прямо при нас на одном из частных пляжей молодая женщина потеряла пятилетнего сына. Пока мать, истошно крича, бегала по берегу, призывая на помощь окружающих, за ее метаниями наблюдал человек в черном с громкоговорителем в руках. Вы думаете, он сделал объявление о том, что потерялся ребенок? Ошибаетесь - он преспокойно поднес рупор к губам и пригласил желающих на водную прогулку. Плачущего мальчика в трусиках с изображением человека-паука мы встретили по­одаль на берегу и отвели к маме.

Хоть как-то держать ситуацию под контролем пытаются оперативно-спасательные отряды департамента по чрезвычайным ситуациям Алматинской области. С конца мая они регулярно проводят рейды на воде и на берегу, бесконечно напоминая отдыхающим прописные истины. Особенно часто приходится обращаться к беспечным родителям, подвыпившим товарищам и любителям водных прогулок без жилетов. Однако на Капшагайское водохранилище приходится всего два подразделения чеэсников. Обещают в скором времени добавить еще одно.

- С начала купального сезона на Капшагайском водохранилище утонули пять человек, двое из них - дети. Спасено восемь человек, - рассказал нам начальник управления гражданской обороны ДЧС по Алматинской области подполковник Куат БЕЛЬДЫБАЕВ.

К сожалению, уже вечером эти данные обновились. Во время рейда на северном пляже спасателям пришлось оставить свои листовки и предупреждения. Увлекшиеся отдыхом родители полчаса не могли найти своего сына. Когда стало понятно, что на берегу мальчика нет, стали искать под водой. Нашли. Причем не в самом глубоком месте. Прибывший со спасателями медик попытался провести реанимацию, но было слишком поздно. Девятилетний ребенок утонул.

- Это часть нашей профессии. Мы глубоко переживаем каждый трагический случай, - не скрывает эмоций Куат Майтаевич. - И безмерно радуемся, когда людей удается спасти.

Позже мы узнали: на следующий день двое сотрудников ДЧС, патрулируя водоем на лодке, спасли двух девочек 2007 и 2006 годов рождения, которые заплыли на глубину и начали тонуть…

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть