Вышли на самих себя
Руководитель оперативного управления североказахстанского департамента экономических расследований Ренат САХАТОВ, расследовавший дело о контрабанде японских автомобилей-конструкторов из России в Казахстан, сам два года ездил на “тойоте” с липовой российской регистрацией! Но это не самый страшный прокол следствия.
Громкое задержание трансграничной организованной преступной группировки, которая, по версии следствия, промышляла контрабандой автомобилей, случилось в феврале 2021 года. Тогда в департаменте экономических расследований (ДЭР) заявили, что четверо петропавловцев совместно с гражданами России наладили поток нелегальных машин в Казахстан. Действовали они через 24 подконтрольные российские фирмы и перевозили через казахстанско-российскую границу так называемые конструкторы с японских аукционов: кузов отдельно от двигателя. А здесь уже собирали, прикручивали к ним поддельные номера и продавали.
Спрос на привезенные из Японии через Россию машины-конструкторы в Казахстане и правда огромный. Какая-то их часть действительно идет на запчасти. Но большинство на казахстанских СТО собирают в полноценные авто. При наличии старого техпаспорта на подходящую модель можно сделать в автоЦОНе легальную процедуру замены кузова и получить свежую машину в обход утильсбора и первичной регистрации.
Впрочем, некоторые машины после сборки в Казахстане отправляются на дороги с липовыми документами и номерными знаками. Именно этому должно было положить конец громкое расследование североказахстанского ДЭР.
В результате на скамье подсудимых в качестве предполагаемого лидера ОПГ оказался Михаил ИВАНОВ - водитель и владелец автовоза, который перетаскивал по заказу клиентов машины через границу из Омска в Петропавловск, двое из восьми рядовых водителей фирмы-перевозчика ДЫБЕЦ и КОВАЛЕНКО, а также Аслан ТАЛИПОВ - директор ТОО, которое вело ее бухгалтерию.
Машины в рамках этого дела изымали у владельцев по всей стране: в Нур-Султане, Алматы, Актобе, Атырау, Павлодаре, Караганде и Петропавловске. Всего за пять месяцев, с октября 2020 по февраль 2021 года, подсудимые перевезли 1478 конструкторов.
В материалах уголовного дела значатся лишь 254 машины. Причем из них с российскими номерами всего около 70 единиц. И вот, задавшись целью выяснить, не поддельные ли это номера, в ДЭР назначили экспертизу.
А для этой экспертизы необходим был некий эталон: настоящий российский автомобильный номер и техпаспорт к нему. Все это предоставил следствию… сам же руководитель оперативного управления Ренат Сахатов со своей личной “тойоты хайлендер”! 12 февраля 2021 года, как положено, постановлением и протоколом оформили приемку регистрационного номера А597АY122 и свидетельства о регистрации транспортного средства от 30.6.2020 года.
Естественно, эти документы были оформлены вовсе не на гражданина Казахстана Рената Сахатова, а на россиянина. И уже во время судебного разбирательства к следствию возник вопрос: как можно оформить выемку документов без участия владельца этих документов? И тогда Ренат Сахатов с обезоруживающей искренностью сообщил суду, что машина в России с учета давно снята и тому российскому гражданину вовсе не принадлежит!
Проверить эти действительно правдивые показания следователя не составило никакого труда. Машина с таким госномером действительно была снята с учета 11 августа 2020 года. Откуда у Сахатова техпаспорт на нее же от 30 июня 2020-го - большой вопрос. Как он умудрился на этой машине ездить почти два года, пока по всей стране тысячи машин без регистрации отправляли на штрафстоянки, тоже интересно.
Сейчас у “хайлендера” Рената Сахатова с документами все в порядке. 11 мая 2022 года автомобиль был поставлен на учет неподалеку от Петропавловска, в российском Ишиме, и снова оформлен не на Сахатова. Но каким образом машина, которая вообще не имела регистрации, пересекла казахстанско-российскую границу? Дело в том, что в России без фактического предъявления зарегистрировать авто невозможно. Ставить на учет “тойоту” на родине Сахатов отчего-то не стал.
Этот финт сотрудника ДЭР, конечно, возмутил родственников подсудимых. На днях те написали заявления куда только можно: в антикор, прокуратуру, полицию и в сам ДЭР. Впрочем, во время судебных слушаний к следствию возникло много других вопросов.
Оперативник ХАМИДУЛЛИН, который проводил оперативную закупку японского конструктора, показал суду, что деньги в полном объеме за машину Иванову передал. В доказательство на обозрение суда было представлено видео со скрытой камеры, закрепленной на одежде Хамидуллина в тот день.
На этих кадрах хорошо видно, как оперативник заходит в гараж, сам заливает в машину бензин, отмывает стекла от меток, которые есть на каждой аукционной машине, а также прикручивает российские номера, которые принес с собой в пакетике! Дальше передает Иванову деньги со словами: “За доставку!” Через несколько минут в гараж врывается группа захвата. А камера Хамидуллина четко фиксирует момент, когда тот подкидывает пачку муляжных рублей лежащему лицом в пол Иванову.
Весь этот перформанс доказывает, что Иванов и компания говорят правду и следствию, и суду: они занимаются тем, что перевозят запчасти через границу - из Омска в Петропавловск либо дальше. Клиенты платят фирме Иванова за доставку каждого конструктора по 130 тысяч тенге. Но покупают эти аукционные авто они напрямую у российских фирм, которые чаще всего расположены во Владивостоке.
- Никакой связи Иванова с этими фирмами следствие установить не смогло, - рассказывает адвокат Нурум КАЗБЕКОВ. - тем более нет доказательств, что простой петропавловский водитель эвакуатора все эти фирмы на Дальнем Востоке контролировал. Есть связь с достаточно крупной компанией “Азия Импорт”, руководитель которой активно развивает свой Youtube-канал. Так вот на одном из видео, снятом в Омске, в кадр попал Иванов за рулем своего автовоза! Вот и вся связь. Сам руководитель компании “Азия Импорт” россиянин РОДИН в суде заявил, что Иванов - простой водитель, коих множество, и никаким образом его фирму не контролирует!
В суде допросили еще около 80 свидетелей, клиентов Иванова со всей страны. Они тоже все как один говорят: платили ему только за доставку. Если это так, то гораздо интереснее, что происходит с завезенными в виде запчастей и ставшими полноценными автомобилями дальше. Как у них появляются настоящие или липовые техпаспорта, кто этому способствует, замешаны ли здесь должностные лица госорганов?
Но дальше расследование местного ДЭР, увы, не пошло. Хотя, где взять поддельный российский номер, следователям, очевидно, известно, раз его принес с собой сотрудник ДЭР Хамидуллин…
Идет пятый месяц судебного следствия. И под занавес сотрудники ДЭР огорошили еще одним признанием. Оперуполномоченный МОКРИНСКИЙ, а потом и его руководитель Сахатов рассказали суду, что уголовного дела не было бы, продолжай Иванов работать как ИП, доставляя запчасти своим клиентам!
Дело в том, что статья об экономической контрабанде предполагает ущерб в особо крупном размере, подсчитать который можно только в том случае, если весь этот поток направить через конкретное юрлицо.
Дело оперативного учета было создано ДЭР 3 сентября 2020 года. А 30 сентября ипэшник Иванов, который к тому времени уже несколько лет как возил запчасти через границу, зарегистрировал ТОО “МегатроN”. В суде Михаил Иванов рассказал, что побудило его это сделать.
Здесь необходимо сослаться на показания Иванова. Так вот он настаивает, что на него через его бухгалтера стали выходить люди из ДЭР и убеждать, что обязательно надо регистрировать ТОО, чтобы не иметь проблем с законом... Выходит, если бы водитель не регистрировал ТОО, то и не было бы никакого громкого дела по “автомафии”?
Ульяна АШИМОВА, Петропавловск