1293

Как акимат приплыл

В то время как одни жители многих населенных пунктов Восточного Казахстана с ужасом ждут возможного паводка, другие до сих пор расхлебывают последствия потопа 2018 года: в одном из сел отремонтированный государством после прихода большой воды дом трещит по швам.

Как акимат приплыл

Пока нынешняя весна проходит в регионе относительно спокойно. По информации департамента по ЧС, немного подтапливает улицы в городах и селах, но талую воду вовремя откачивают. В целом по области с помощью техники и мотопомп откачали больше 30 тысяч кубометров. Однако расслабляться рано: главную угрозу представляют реки, которые могут выйти из берегов в результате активного снеготаяния в горах. В ВКО это не редкость.

Сильные паводки наблюдались в регионе в 2018 году. Больше всех, конечно, пострадал бывший Зыряновский район, где несколько домов по крышу ушли под воду. Но досталось среди прочих и Глубоковскому району, в частности небольшому селу Прогресс, где вышла из берегов местная речка Глубочанка. Тогда потребовалась эвакуация десятков местных жителей.

Село Прогресс основательно затопило в 2018 году

Одной из пострадавших стала семья с улицы Кирова. Ей, как и прочим товарищам по несчастью, впоследствии отремонтировали жилье за счет бюджета. Рабочие ТОО “Элхон” полностью демонтировали несущие стены дома, разобрали пол, усилили фундамент.

Зимой 2021-го жильцы заметили, что после морозов стены и фундамент дома потрескались. Владельцы жилья заподозрили, что причиной мог стать некачест­венно проведенный в 2018 году ремонт. Или, если использовать точную формулировку, скрытые дефекты.

Об этом сельчане известили акимат. Чиновники пришли, посмотрели на трещины, посочувствовали - и… на этом все! Но сельчане, заручившись поддержкой юриста, решили не отступать. Летом 2021-го дом по их инициативе был обследован на надежность и устойчивость строительных конструкций. Обследование показало, что эти самые конструкции находятся в предаварийном состоянии и подлежат капремонту. В частности, требуется усилить несущие стены и фундамент.

В селе во время потопа эвакуировали десятки жителей

В августе владелец дома, опираясь на акт обследования, обратился в районный акимат с просьбой отремонтировать жилище. Мужчина вопреки ожиданиям получил отписку: дескать, трехлетний срок на скрытые дефекты при строительстве уже истек!

Тогда сельчанин, как говорится, не отходя от кассы, подал жалобу в районный акимат на имя акима Восточно-Казахстанской области Даниала АХМЕТОВА. Но глава региона так и не узнал о бедах жителя Прогресса: вместо того чтобы перенаправить жалобу в вышестоящий орган, как того требует законодательство, местные чиновники снова ответили ему сами. Заместитель акима Глубоковского района посоветовал сельчанину разрешить спор в судебном порядке. Что мужчина и сделал - подал в суд на районного акима.

Госслужащих, собственно, и подловили на их безграмотности. Юрист, представлявший сторону истца, отметил: районный акимат, не направив жалобу выше, тем самым взял на себя обязательство принять благоприятный акт в отношении истца.

Суд в качестве ответчика привлек также акима Кожоховского сельского округа Глубоковского района. В специализированном межрайонном административном суде, рассматривавшем дело, отметили, что районный акимат и аким сельского округа, установив факт наличия трещин в фундаменте и несущих стенах дома, не приняли никаких мер по извещению об этом подрядчика. То есть сами чиновники содействовали пропуску срока по обнаруженным скрытым недостаткам при проведении ремонтных работ!

В 2018 году некоторые жители Прогресса отказались от помощи строителей и, видимо, правильно сделали...

Акимы, не соглас­ные с тем, что суд принял решение в пользу истца, подали апелляционную жалобу. Аким Глубоковского района давил на то, что трещины в доме могли появиться вовсе не в связи с некачественно проведенным ремонтом. Дом, дескать, старый - был построен в 1958 году, к тому же без учета воздействия сейсмических и иных нагрузок. У второго акима тоже нашлись свои аргументы. Истец, по его мнению, покупая в 2015-м дом с истекшим нормативным сроком эксплуатации в паводковой зоне, должен был понимать, на что идет…

Однако и облсуд остался на стороне сельчан.

- Ремонтно-восстановительные работы жилого дома в 2018 году были проведены за счет государственного бюджета, что под­разумевает обязанность местных исполнительных органов осуществлять контроль и надзор в рамках его использования, - резонно заметили в коллегии. - Кроме того, реализация мероприятий по безопасности функционирования жилья в зонах подтоплений, то есть принятие превентивных мер для повышения устойчивости жилья в указанных зонах, относится к компетенции районного акимата.

Елена СУПРУНОВА, Усть-Каменогорск

Поделиться
Класснуть