Тяжкий вред и лёгкий испуг
В августе прошлого года возле города Косшы, что в Акмолинской области, произошло столкновение двух автомобилей - в “шкоду” семьи СУЛЕЙМЕНОВЫХ врезался внедорожник Kia под управлением 24-летнего Алибека АБАЙУЛЫ. Ехавшие в легковушке пассажиры, в том числе трое детей, и водитель выжили чудом. Но несмотря на очевидность нарушения, в полиции решили, что виновника аварии не стоит наказывать, и дело прекратили в связи с амнистией. Кроме того, ему даже не пришлось возмещать ущерб. В связи с этим возникает вопрос: а при чем тут высокий чин из транспортной прокуратуры?
У Талгата СУЛЕЙМЕНОВА, управлявшего в тот день “шкодой”, имеется огромное количество документов, экспертиз и медицинских заключений. А вот фотографий с места ДТП нет. Он говорит, что не может смотреть на эту картину.
- Был обычный день, нормальная погода, я не превышал скорость, не нарушал правил, мы ехали из Косшы в столицу, - вспоминает Талгат. - Но в какой-то момент на мою полосу вылетела машина, совершавшая обгон. Потом удар, и все - боль, крики детей…
Сидевшие на заднем сиденье малыши пострадали больше всех, и Талгату очень сложно об этом рассказывать.
- У пятилетней дочери Сафии оказались многочисленные переломы, - продолжает отец семейства. - У самого младшего, годовалого Тимура, сломана лобная кость, множество травм и ушибов. Больше других досталось среднему сыну Самиру: у него была разбита голова, кусочки костей удаляли прямо с частицами мозга, ребенок три месяца провел в коме.
Про повреждения жены и свои травмы Талгат говорит с неохотой.
- Нам досталось, конечно: у меня сильно нога пострадала, врачи делают все возможное, чтобы ее сохранить, - объясняет водитель “шкоды”. - У супруги тоже переломы, ушибы. У нас с сыновьями экспертиза установила тяжкий вред здоровью, у жены и дочери - средний. Выжили, как я понимаю, чудом.
И вот с тех пор семья постоянно находится на лечении.
- У малыша отнялась одна сторона тела, он не ходит, - продолжает Талгат. - У среднего сына после комы началась реабилитация, супруга возит его в Москву, хоть и дорого, но других вариантов нет. Мы уже потратили около 10 миллионов на лечение, но Самиру нужен еще курс, так что в общей сложности не меньше 15 миллионов выйдет. Ну и машины лишились.
Эта история могла быть просто про семью, которая нуждается в помощи. Но на самом деле речь идет о человеческом равнодушии. В данном конкретном случае - сотрудников полиции и прокуроров Акмолинской области.
- Я был уверен, что водитель Kia будет наказан, - говорит Талгат Сулейменов. - Но в начале года мы узнали, что в отделе полиции Косшы приняли решение прекратить расследование в связи с поступившим от Абайулы заявлением, где он просит применить к нему амнистию. И дознаватель согласился с этой просьбой: дескать, преступление небольшой тяжести, есть такая возможность, а зампрокурора города Нуржан СЕЙТКАЗИН утвердил прекращение дела.
- Я скажу честно: у меня нет цели посадить этого парня, как-то его наказать, - признается Талгат. - Это просто вопрос морали. Написал он заявление, но при этом отказался возмещать ущерб: мол, слишком большая сумма. Но когда дело прекращают по нереабилитирующим основаниям, требования потерпевшей стороны должны быть учтены! У меня двое детей фактически стали инвалидами, я сам рискую лишиться ноги, а ему ущерб кажется завышенным. При этом и полиция, и прокуратура остаются в стороне: вроде как мы тут ни при чем, сами разбирайтесь.
Ну а еще в этой истории есть маленькая интрига. Талгат Сулейменов поднял документы и неожиданно выяснил, что у Алибека Абайулы может быть весьма серьезный родственник в главной транспортной прокуратуре.
- Машина, на которой Абайулы совершил аварию, зарегистрирована на Балжану БАЙМАХАНОВУ, - показывает документы Талгат. - В страховом полисе на авто вписаны четыре человека, в том числе некий Артур БАЙМАХАНОВ. И вот мы совершенно случайно узнали, что этот мужчина - старший помощник главного транспортного прокурора, служит в центральном аппарате. Я даже не знаю, что думать. Не связано ли прекращение дела по амнистии без погашения ущерба с этим человеком?
Теперь у семьи Сулейменовых остается только один вариант - потратить еще кучу денег на судебные разбирательства, чтобы взыскать потраченные на лечение деньги с водителя Kia. Правда, не факт, что он будет их возмещать - ведь часто бывает так, что у виновника нет ни имущества, ни доходов…
- Я просто не знаю, что теперь делать, - разводит руками Талгат. - Моя семья едва не погибла, но правоохранительным органам на это наплевать. Виновник аварии, едва не убивший моих детей, ушел от ответственности. Это и есть справедливость?!
Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы