Полный износ
Шесть дней спустя после обрушения одной из трех дымовых труб Петропавловской ТЭЦ на станции случилась новая авария
Город еще не отошел от шока после ЧП 20 марта, когда в домах горожан стало холодать. Согласно официальным сообщениям, после аварии вечером 26 марта в строю оставались только два котла и две турбины. Их мощности хватило лишь для того, чтобы держать температуру воды в сети около 37 градусов. В областном центре в ночь на понедельник температура воздуха опустилась до минус 15 градусов.
В воскресенье из пояснений энергетиков стало ясно: все это - закономерный результат того, что полуразрушенная станция как-то пытается дотянуть до конца отопительного сезона. Дымовая труба ТЭЦ, рассыпавшись, как песочная, уничтожила часть котельного цеха, и сейчас он полностью разгерметизирован. А тут как назло случилось похолодание. Часть оборудования просто замерзла, поэтому пришлось останавливать котлоагрегаты. Весь день рабочие станции отогревали этот сложный механизм, к вечеру воскресенья тепло все-таки подали.
Получается так, что состояние местной ТЭЦ сейчас полностью на милости погоды. Заниматься восстановительными работами в полуразрушенном котельном цехе невозможно. Там до сих пор опасно находиться: никто не исключает, что может обрушиться оставшаяся часть трубы. Поэтому в радиусе 50 метров и внутри части помещений находиться запрещено.
Техническая экспертиза должна дать ответ, можно ли эту трубу 1961 года постройки восстановить. Но в АО “Севказеэнерго”, похоже, решили от нее избавиться. Здесь уже ведут переговоры с казахстанскими и зарубежными компаниями о демонтаже конструкции, думают, какими методами ее разбирать. Но что делать после того, как трубу демонтируют, и, главное, сколько это будет стоить, никто пока не знает. Очевидно лишь одно: эксплуатация Петропавловской ТЭЦ с двумя оставшимися дымовыми трубами технически невозможна. Так что вопрос, каким будет следующий отопительный сезон, пока остается открытым. Дотянуть бы до конца этого.
А следствие сейчас выясняет, по чьей вине случилась эта авария. Поверить в то, что причиной разрушения стал сильный ветер, невозможно. Вызывают вопросы и заявления собственника компании, председателя совета директоров АО “ЦАЭК” Александра КЛЕБАНОВА о том, что никаких предпосылок для этого ЧП не было.
Еще в ноябре 2020 года энергетическая экспертиза ТОО “Павлодартехэнерго” заключила, что “оборудование котлов ст. №1-5 и турбин ст. №3, 6 и 7 достигло предельного физического и морального износа. Дальнейшая его эксплуатация экономически нецелесообразна и сопряжена с рисками развития аварийных ситуаций”. В этом заключении также имеется вывод о том, что необходима поэтапная реконструкция ТЭЦ-2 с обязательной заменой устаревшего оборудования.
То, что местная ТЭЦ работает на пределе, в этом отопительном сезоне почувствовали все жители областного центра. По информации департамента комитета энергонадзора, с начала этого сезона они получили от ТЭЦ 31 сообщение о технологических нарушениях! Однажды на станции очередную аварию утаили, но когда все выяснилось, пришлось энергетикам заплатить штраф - 200 МРП.
А про ту злополучную дымовую трубу, кажется, и вовсе забыли. Последний раз ее обследовали в 2013 году. Затем в 2017-м отремонтировали на очень скромную сумму в 56 миллионов тенге. Хотя ремонт этот сейчас называют капитальным.
- Это был именно капитальный ремонт, - заявил гендиректор АО “Севказэнерго” Михаил КОСАЧЕВ.
- Мы сейчас поднимаем всю документацию тех лет, в том числе и для следствия. И уже экспертиза должна определить, достаточно было этих работ или нет. И да, действительно, обследование должно проводиться каждые пять лет после капитального ремонта, срок для этого подошел в 2021 году. Но почему это не было сделано предыдущим руководством, я вам ответить не могу.
В прошлом году энергетическую компанию покинули сразу несколько ключевых руководителей. Виктор БАРМИН, занимавший должность генерального директора ТОО “ПТЭЦ-2” с 2003 года, уволился в мае. Главный инженер Вадим ЯГОДИН, назначенный сюда в 2015 году, внезапно покинул свой пост осенью прошлого года. И даже экс-генеральный директор АО “Севказэнерго” Игорь ТАТАРОВ, который проработал в компаниях Центрально-азиатской энергетической компании 20 лет, ушел аккурат накануне нового отопительного сезона - в августе прошлого года.
Интуиция это или обоснованные опасения, должно показать следствие. Но в Петропавловске многие уверены, что местная ТЭЦ недофинансировалась на протяжении долгого времени. К станции имеют претензии и экологи: несмотря на то, что уже есть технологии, позволяющие минимизировать объем вредных выбросов, Петропавловская теплоэлектроцентраль остается главным источником загрязняющих веществ в регионе.
- Больше 70 процентов всех выбросов приходится на это предприятие. В прошлом году, например, 25 тысяч тонн, - уточнил министр экологии Сериккали БРЕКЕШЕВ. - Есть вопросы по золоотвалам. Станция складирует ежегодно более миллиона тонн золошлака, хотя есть способы его утилизации в дорожном строительстве, цементном производстве. Мы понимаем, что снижение вредных выбросов - это сложный процесс, требующий капитальных затрат, но эти мероприятия выполнять необходимо.
В общем, ситуация, с какой стороны ни посмотри, тяжелая. Для нормальной работы ТЭЦ потребуются колоссальные инвестиции. Сейчас здесь определяют перечень необходимых работ. И как заявил гендиректор АО “Севказэнерго” Михаил Косачев, эту информацию они передадут в том числе и в местный акимат:
- Мы поднимали вопросы финансирования со стороны государства, сейчас они находятся в стадии обсуждения.
А семье погибшей под завалами Натальи ЧЕФОНОВОЙ руководство компании пообещало компенсацию в размере пятилетнего оклада - это около 7 миллионов тенге. Зарплата у работников котельного цеха чуть больше 100 тысяч тенге в месяц. Находиться долго там нельзя, очень вредно. Бригады из 15 человек меняются каждые 15 минут. В ту секунду, когда обрушилась труба, одна смена ушла, а вторая еще не заступила. Наталья осталась в цехе заполнять журнал.
Ульяна АШИМОВА, фото автора, Петропавловск