Уловки старые, а жертв не уменьшается
Более 31 тысячи казахстанцев потеряли в общей сложности свыше 54 миллиардов тенге, став участниками финансовых пирамид. О том, какие уголовные дела сейчас расследуют правоохранительные органы, в понедельник на брифинге рассказал начальник следственного департамента Министерства внутренних дел Санжар АДИЛОВ.
Пирамиды сегодня могут прикрываться легальными микрофинансовыми организациями, букмекерскими конторами, потребительскими кооперативами и закрытыми паевыми инвестиционными фондами. Адилов напомнил о громком деле ТОО “Гарант 24 ломбард”, работники которого предлагали схемы по приобретению движимого и недвижимого имущества по цене выше рыночной на 15-20 процентов с условием рассрочки платежа и первоначальной выплатой в 20 процентов. После переоформления права собственности имущество потерпевших фирма реализовывала по цене ниже рыночной, но полную сумму первоначальным хозяевам, конечно же, не возвращала.
Еще одно ТОО под названием Questra World гарантировало доходность до 300 процентов от вложенной суммы, предлагая вкладчикам приобрести вымышленные инвестиционные портфели стоимостью от 90 до 500 тысяч евро. Адилов привел также примеры, когда основатели пирамид занимались привлечением вкладчиков с условием выплаты денежных средств с дивидендами в размере 100 процентов, это финпирамиды “Денежный дождь” и “Бриллиант Лайф”.
- Расследованные министерством уголовные дела в настоящее время находятся на рассмотрении в судах. В 2021 году в суд направлено 213 уголовных дел, в 2020 году - 149. В результате принятых мер, в том числе по блокировке сайтов, установлению организаторов, филиалов, структурных подразделений пресечена деятельность более 180 финансовых инвестиционных компаний и фирм, - проинформировал глава следственного департамента.
К уголовной ответственности привлекли 126 лиц, из которых 38 осудили, в отношении остальных идет судебное разбирательство.
В ходе досудебных расследований арестовали денежные средства, движимое и недвижимое имущество организаторов финансовых пирамид на общую сумму более трех миллиардов тенге.
Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Нур-Султан